Председатель Конституционного суда РФ предупредил об угрозе застоя при монополизации власти

Оценить
По мнению Валерия Зорькина, реальная демократия наиболее эффективным образом обеспечивается двухпартийной системой.

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин считает, что для того, чтобы избежать застоя в стране, политическая система должна обеспечивать реальную возможность для оппозиции прийти к власти правовым путем, чему наиболее способствует двухпартийная система. Об этом он написал в статье «Буква и дух Конституции», которая была опубликована в «Российской газете».

«Проблема социальной справедливости в ее связи с проблемой политической демократии требует сейчас особого внимания со стороны как научного сообщества, так и всех ветвей власти. Представляется, что без надлежащего решения этой проблемы на уровне юридической теории и практики невозможно в должной мере реализовать правовой потенциал нашей Конституции», - пишет Зорькин.

По его мнению, процесс строительства партийной системы «должен протекать таким образом, чтобы в итоге государственная власть не оказалась бы фактически монополизирована какой-либо одной партией, группой, организацией и стоящими за ними силами».

«Необходимо, чтобы у оппозиции была реальная возможность прихода к власти в рамках Конституции, то есть на началах честной политической конкуренции. При этом надо понимать, что само по себе наличие нескольких или даже многих партий еще не гарантирует устойчивой правовой демократии», - полагает Зорькин.

Для стабильности демократии, считает он, «требуются достаточная стабильность плюралистической системы, консолидация социальных сил и движений на основе конституционно-правовых ценностей, предотвращение резких кренов в сторону правого и левого радикализма».

«Как показывает мировой политический опыт, в организационном плане реальная демократия наиболее эффективным образом обеспечивается двухпартийной (двухблоковой) системой, позволяющей сформировать политическую волю основных социально-политических сил как в элитах, так и в массах. Конкуренция этих сил в парадигме «правящее большинство - парламентская оппозиция» предотвращает политическую систему от застоя и загнивания, реализует «проветривание политических легких» в государственном организме, позволяет обеспечить не только «слушаемость», но «слышимость» масс со стороны власть имущих», - пишет председатель КС, отмечая, что двухпартийная система успешно функционирует в США и «не зазорно заимствовать чужой опыт, выдержавший проверку многовековой практикой».

При этом Валерий Зорькин считает, что, хотя российская Конституция и имеет ряд недостатков, она не нуждается в кардинальных реформах, поскольку для их исправления достаточно точечных изменений.

Отметим, что в настоящее время доминирующей политической партией в стране является «Единая Россия», которая имеет около 75% мест в Госдуме и способна вносить изменения в Конституцию без учета мнения других политических сил. Представителями партии являются премьер-министр Дмитрий Медведев, губернаторы большинства регионов и подавляющее большинство депутатов региональных заксобраний. При этом рейтинг «Единой России» с начала года, на фоне принятия закона о повышения пенсионного возраста, по данным фонда «Общественное мнение» рухнул на 20% и достиг отметки лишь в 31%.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя статью Зорькина, назвал изложенное в ней личным экспертным мнением председателя КС, и заверил, что Кремль в настоящее время не готовит каких-либо поправок в Конституцию.

Напомним, Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На данный момент поправки, не связанные с изменением состава Федерации, вносились в текст основного закона четыре раза. В 2008 году были увеличены сроки полномочий президента и Госдумы с четырех лет до шести и пяти лет соответственно, а у федерального правительства появилась обязанность предоставлять Госдуме ежегодный отчет. Еще два закона о поправках в Конституцию РФ по существу были приняты в 2014 году: согласно одному из них были объединены Верховный и Высший арбитражные суды, президент получил дополнительные полномочия по назначению прокуроров; другой закон касался введения в состав Совета Федерации назначаемых президентом представителей РФ.