Экономист Миронов: Пенсионная реформа приведет к росту коррупции и неравенства, удару по отечественным производителям и демографии

Оценить
Преподаватель мадридской бизнес-школы проанализировал возможные последствия от повышения пенсионного возраста по четырем основным направлениям.

Преподаватель мадридской бизнес-школы Максим Миронов проанализировал возможные последствия от повышения пенсионного возраста по четырем основным направлениям страны. Его размышления опубликовал вчера, 16 августа, сайт радиостанции «Эхо Москвы».

По мнению Миронова, реформа вызовет рост коррупции и неравенства, удар по отечественным производителям и ухудшение демографии.

«В чем суть пенсионной реформы с точки зрения экономики? В том, что это трансферт денег от пенсионеров в пользу других бюджетополучателей. (…) Можно также определить пенсионную реформу как дефолт перед будущими пенсионерами. Ведь пенсия – это некий контракт между гражданами и государством. Граждане платят взносы, государство, начиная с какого-то возраста, выплачивает им пенсию. Государство в одностороннем порядке ухудшает права будущих пенсионеров, причем не только молодым (как бы объявляя им новый контракт, чтобы они могли под него подстроиться), а людям предпенсионного возраста, которые уже всю жизнь отработали и все взносы уплатили. Как еще это назвать, если не дефолтом? У людей просто отбирают деньги, которые принадлежат им по праву и отдают эти деньги другим бюджетополучателям – олигархам, силовикам, чиновникам», - считает экономист.

В обоснование своей точки зрения он разбирает, как повлияет на экономику сдвиг на более поздние сроки выплаты пенсий, имеющий четыре важных эффекта: низкокоррупционные траты бюджета, практически полный возврат денег обратно в экономику, снижение неравенства в обществе и поддержка демографической обстановки.

В части низкокоррупционных трат бюджета Миронов прогнозирует, что общий объем коррупции в ПФР составляет 0,7% от всего его бюджета. Относительно низкий процент коррупции вызван тем, что почти 99% от всего бюджета Пенсионного фонда выплачивается напрямую получателям: пенсионерам, инвалидам, матерям в виде материнского капитала. Поэтому размер возможных злоупотреблений ограничен 1% от бюджета ПФР. В других сферах бюджетных расходов воруют существенно больше, по оценкам экспертов, на государственных стройках и инвестиционных проектах воруют до 50% от выделенных средств. Если деньги, отобранные у пенсионеров, направят не на инвестиционные проекты, а на военные расходы, то существует много свидетельств, что там тоже воруют значительную часть бюджета, причем воровство идет на самом верху. Куда бы не перенаправили деньги пенсионеров, можно быть уверенными, что объем коррупции существенно превысит 1% от бюджета.

«Давайте попробуем оценить ожидаемый рост коррупции от пенсионной реформы в деньгах. Цель государства – забирать у пенсионеров порядка 4 триллиона рублей ежегодно. В прошлом году бюджет перечислил в Пенсионный фонд 3,7 триллионов рублей, и эта сумма ежегодно растет. Правительственные экономисты хотят полностью эти деньги у пенсионеров забрать и направить на другие нужды. Предположим, что 4 триллиона рублей, которые заберут у пенсионеров, направят на инвестиционные проекты. Возьмем консервативную оценку воровства от Дмитрия Медведева – 20%. Если 4 триллиона рублей направить на выплату пенсий (как сейчас), то размер коррупции составит не более 0.7% от бюджета, или 28 миллиардов рублей. Если эти 4 триллионов рублей направить на инвестиционные проекты или профинансировать какие-либо другие госзакупки, то на них украдут как минимум 800 миллиардов рублей. Итого, мы можем ожидать рост коррупции из-за перенаправления средств от пенсионеров в пользу других проектов в 772 миллиардов рублей, или почти в 30 раз. Пенсионная реформа приведет к тому, что уровень коррупции в нашей и так сильно коррумпированной стране существенно вырастет. Чем выше уровень коррупции, тем меньше эффективность экономики и тем беднее население», - считает экономист.

Относительно возврата практически всех выплаченных пенсий обратно в экономику для создания рабочих мест и поддержки отечественного производителя экономист считает, что средства перераспределятся от поддержки широких слоев работников в пользу олигархов - бенефициаров крупных и чрезмерно дорогих инвестпроектов.

«Значительная часть коррупционных сборов и сверхприбылей олигархов сразу уводится в оффшоры. Российской экономике этих денег никогда не увидеть. Однако и те деньги, которые чиновники и олигархи тратят на себя, тоже в основном не достаются отечественным производителям, потому что идут на яхты, машины, дорогую одежду и ювелирные украшения. Это все импортное, то есть деньги опять же уходят за рубеж. Должны ли мы учесть положительный эффект от инфраструктурных проектов? Ведь мы все знаем, что инвестиции в инфраструктуру – основа для роста любой экономики. В теории так и есть. Но инфраструктура — инфраструктуре рознь. Если бы инвестиции шли в действительно необходимые для страны проекты, то возможно, даже с учетом воровства, эффект для экономики был бы положительный. Но как я подробно объяснял, российское государство инвестирует не в необходимые проекты, а мегадорогие стройки, где можно много украсть. В итоге, даже в европейской части страны нет системы современных дорог, связывающих ключевые города. В то же время государство инвестирует огромные средства в строительство горных дорог и уникальных мостов, где нет достаточного трафика, оправдывающего даже десятую часть потраченных средств. Почти 10 млрд долларов, которые стоила дорога Адлер-Красная поляна, десятки миллиардов долларов в проекте на мост на Сахалин, дорога Сочи-Джубга и прочие аналогичные проекты — не окупятся никогда. (…) Если отнять 4 триллиона рублей у пенсионеров и направить их на финансирование мегастроек, то это будет сильный удар по бизнесу и занятости, так как количество денег, которые достанутся отечественным компаниям, резко сократится», - уверен Максим Миронов.

Также он считает, что повышение пенсионного возврата приведет к росту неравенства в доходах, так как пенсии позволяли хотя бы немного сгладить эту разницу.

«Если отобрать 4 триллиона рублей у пенсионеров и направить их на другие проекты (читай, в карманы чиновников и олигархов), то богатые станут еще богаче, а бедные еще беднее. Неравенство и, как следствие, социальная напряженность, после пенсионной реформы существенно вырастут. Это значительная проблема для современных экономик, так как неравенство ведет к росту преступности, появлению политиков-популистов, которые своими действиями разрушают экономику, ощущению апатии и несправедливости у значительной части общества», - заявляет экономист.

В таком же негативно ключе он видит воздействие повышения пенсионного возраста на демографическую обстановку, так как до сих пор из-за неразвитости социальной инфраструктуры многие семьи вынуждены прибегать к помощи старшего поколения в уходе за маленькими детьми.

«Сейчас женщины выходят на пенсию в 55 лет. Если, к примеру, женщина родила ребенка в 25 лет, то она выйдет на пенсию когда ему будет 30 лет. Если родила в 26 лет, то выйдет на пенсию, когда сыну/дочери будет 29 лет, родила в 27, на пенсию выйдет когда ребенку 28 лет, и т.д. Итого, если женщина родила в 25-30 лет, то при выходе на пенсию ее детям будет 25-30 лет. То есть в настоящий момент женщины выходят на пенсию тогда, когда многие современные родители заводят детей. Если женщин отправлять на пенсию не в 55, а в 63 года, то и срок получения помощи от бабушки откладывается на 8 лет. Это не говоря о том, что женщина в 55 лет намного энергичнее, чем в 63 года, и возможно, после дополнительных 8 лет работы у нее вообще не будет желания помогать детям с внуками. Тогда если женщина родила ребенка в 25 лет, то она выйдет на пенсию когда ему будет 38, если родила в 26, то выйдет на пенсию, когда сыну/дочери будет 37, и т.д. То есть возраст, когда молодая семья может рассчитывать на помощь бабушки в воспитании детей смещается с нынешних 25-30 лет, на 33-38 лет. Если семья отложит рождение ребенка на 8 лет, то, во-первых, ожидаемое количество детей, скорее всего, сократится, во-вторых, с возрастом растет количество всевозможных проблем и противопоказаний, и некоторым семьям вообще придется отказаться от рождения детей», - заявляет Миронов и высказывает опасения, что после пенсионной реформы рождаемость может заметно снижаться.

В заключение экономист заявляет, что не видит ни одного положительного эффекта для экономики от пенсионной реформы при существовании множества отрицательных.

«Если правительство собирается принять решение о повышении пенсионного возраста, хотелось бы, чтобы эти факторы были приняты во внимание», - надеется он.