Экономист Алексашенко рассказал о «костинской лапше» для президента Путина

Оценить
Экономист Алексашенко рассказал о «костинской лапше» для президента Путина
Экономист Сергей Алексашенко. Кадр из видео
По мнению аналитика, главе ВТБ лучше было бы просветить президента насчет пенсионной реформы, а не рассказывать об угрозе долларизации российской экономики.

Экономист Сергей Алексашенко рассказал о ряде важных экономических и финансовых процессов, протекающих в России во второй половине этого года, а также ожидающих ее в будущем году. Свое видеосообщение он разместил вчера, 14 июля, на личном YouTube-канале.

Экономист затронул ряд важных тем, в том числе формирование бюджета, индексацию пенсий и зарплат, факторы роста российской экономики в контексте майского указа президента Путина, а также рассмотрел с точки зрения экономического аналитика встречу президента РФ с главой ВТБ Андреем Костиным и уверен, что банкир «вешает Путину лапшу».

По словам Алексашенко, середина лета - время начала бюджетного процесса, когда идет обсуждение принятия федерального бюджета.

«В этом году процесс обещает быть интересным, минфин запасся деньгами как следует, хотя нацпроектов, на которые нужны деньги и для которых в том числе повышается пенсионный возраст и НДС, еще нет, никто не знает, из чего они будут состоять, но все знают, что на них нужны триллионы, и сотни миллиардов рублей нужно будет освоить уже в 2019 году. Проектировку бюджета еще никто не видел, даже правительство, но в минфиновских департаментах обсуждается статьи расходов с представителями ведомств и иных бюджетополучателей», - поделился сомнениями экономист.

Он также отметил, что, хотя бюджет принимается на три года, бюджеты 2020 и 2021 годов будут еще не раз пересматриваться, и даже бюджет 2019 года, который будет рассмотрен Госдумой и подписан президентом, будет сильно отличаться от тех проектировок, что рассматривали годом раньше.

Также внимание эксперта привлекли проекты роста российской экономики до 2024 года, упомянутые в новом майском указ Владимира Путина. Алексашенко отметил, что указ предусматривает темпы роста росэкономики выше средних мировых значений, мировая же экономика в прошлом году росла на 3,8%, а в этом году ожидается рост в 3,9%, то есть, чтобы российская экономика «выполнила указ президента», нужно, чтобы она росла на 4% ежегодно.

«Хотя во главе министерства экономики стоит оптимист Максим Орешкин, который заваливал информационное пространство своими оптимистическими предсказаниями, на этот раз прогноз минэкономики не очень оптимистичен: три года темпы роста будут довольно низкими и только после 2021 года они будут выше 3%, но не дотягивая даже до3,5% и тем более - до 4%. Обвинять Орешкина в этом сложно, люди старались как могли, накручивая цифры. И в своих прогнозах министерство экономики пишет, что все эти цифры можно достичь только при условии успешной реализации мер макроэкономической политики, а там записано и смягчение денежной политики, и реализация инфраструктурных проектов с привлечением денег частных инвесторов, и накопительная пенсионная система, и создание условий для роста частных инвестиций. Неужели там есть и независимый суд, который минэкономики предусматривает?» - оценил Алексашенко работу ведомства и его главы.

Он также обратил внимание, что министерства «заложено достаточно много ходов для отступления», чтобы в случае неудачи сотрудники ведомства имели возможность сказать «Ну не смогла, ну не смогли достичь этих темпов даже в 3,5% роста, мы же говорили, что надо выполнять все это дело, а мы не смогли».

По мнению Алексашенко, темпы роста в 3% означают, что Россия будет медленно двигаться и сильно отставать. Уровень жизни российских граждан тоже будет расти медленно, так как в долгосрочной перспективе вряд ли доходы населения смогут расти быстрее, чем российская экономика, «в один год это может получиться, в другой год, но потом обязательно случится что-то другое». Это, считает он, связано с тем, что в прогнозе российского минэкономики заложена достаточно благоприятная внешняя конъюнктура, отсутствие потрясений и кризисов, а если предположить, что в эти шесть лет случится рецессия в мировой экономике, если Соединенные Штаты начнут торговую войну с Китаем, с Европой, с Канадой, то «России мало не покажется, потому что вслед за этим последует замедление мировой торговли, и замедление всей мировой экономики, и замедление спроса на первичные ресурсы». К такому же эффекту может привести и замедление китайской экономики: к замедлению торговли, спросу на ресурсы и падению цен на нефть.

«Поэтому прогнозы минэкономики достаточно оптимистичны, но для России выглядят неутешительными. Сегодня доля России в мировом ВВП составляет примерно 1,96% и за этот шестилетний период, на который Путин освоил свое президентское кресло, доля России в мировом ВВП повышается до 2,1%, это произойдет потому, что мировая экономика считается в долларах, а пересчете на рубли идет по курсу, который спрогнозировало министерство экономики, однако что там будет на самом деле — предусмотреть не удастся. Курс рубля зависит от цен на нефть и от инфляции, - изложил свои догадки Алексашенко

Он также обратил внимание, что через два месяца после подписания майского указа, минэкономики заявляет, что самый главный пункт указа, по которому российская экономика должна вырасти быстро и в связи с этим должны вырасти доходы населения, выполнен не будет.

«Это очень важная характеристика того, как готовился этот указ, насколько он проработан, насколько серьезно отнеслись люди, составлявшие этот указ, к тем цифрам, которые туда поставлены. Филькина грамота», - подвел итоги экономист.

«Что нам точно обещает минфин? Вы будете смеяться — в основных направлениях бюджетной политики нет ничего про индексацию пенсий, хотя повышение пенсионного возраста уже заложено в бюджетные проектировки, хотя деньги, которые не будут выплачиваться будущим пенсионерам, минфин уже начал тратить, хотя обещания министра Топилина и вице-премьера Голиковой, что пенсии будут повышаться на тысячу рублей в месяц — все это прозвучало. У минфина этого в бюджете нет. Пенсионная система у минфина запутана таким образом, что там черт ногу сломит и минфин не знает пока, каким образом будут повышаться пенсии, не знает, сколько денег на это выделять, но минфин очень хорошо знает, что от повышения пенсионного возраста он получит более 100 миллиардов рублей, которые он с радостью либо использует, либо отложит в свою кубышку», - описал Алексашенко готовящуюся пенсионную реформу.

Он также отметил, что у бюджетников, которые заняты вне социальной сферы, индексация зарплаты будет вестись не с 1 января, а с 1 октября, таким образом, кроме пенсионеров, минфин «еще немного пообдирает» бюджетников в первые девять месяцев 2019 года.

Также Алексашенко рассмотрел прошедшую на этой неделе встречу президента Путина с председателем ВТБ Андреем Костиным. Экономист отметил, что Костин рассказывал про ипотеку и ставки по депозитам и по кредитам, а затем по своей инициативе поднял тему деоффшоризации и дедолларизации российской экономики, причем неожиданно обнаружил угрозу долларизации российской экономики.

«Откуда взяты эти данные - непонятно. Объем валютных депозитов начал устойчиво снижаться с лета 2014 года, как раз после сбитого малайзийского боинга. У юридических лиц чуть-чуть быстрее, у физических лиц - медленне, но они снижаются, а не растут. И никакой долларизации не наблюдается. Не знаю, где эксперты ВТБ нашли угрозу. Пик валютных кредитов у населения был в октябре 2008 году, в прошлый кризис, с тех пор их число снижается и практически сошло на нет. Население более грамотно, чем аналитики ВТБ, оно считает, что неправильно брать валютные кредиты при рублевых доходах. И оно осознало это еще десять лет назад. У компаний наблюдается сходная картина, пик валютных кредитов прошел весной 2016 года, уже два с половиной года компании их гасят и получают взамен рублевые кредиты. Поэтому где угроза долларизации - я не знаю и президент ВТБ полез не в свою тематику», - высказал недоумение Алексашенко.

Попутно он отметил, что «тема повышения роли рубля в мировой экономике на повестке дня ни у правительства, ни у Центробанка не стоит», так как рубль - слабая валюта сырьевой экономики и его роль в мировой экономике расти не будет.

«Откуда у Путина есть время и желание заниматься этими проблемами? Он на встрече с Костиным должен спросить его, почему акции ВТБ сейчас стоят в два раза меньше, чем в том момент, когда они начали продаваться, почему за 11 лет упали в два раза в цене акции государственной компании. Но президенту Путину это не интересно. А Костин, если он хотел узнать больше о дедолларизации российской и мировой экономики, должен был бы обратиться прямиком в Центральный банк. На встрече же с Путиным ему лучше было бы просветить президента о пенсионных предложениях российского правительства, который мучается и никак не может понять, из чего же они состоят, и даже Песков ему помочь не может в этом», - предложил решить проблему Сергей Алексашенко.