В музее истории ГУЛАГа узнали об уничтожении архивных карточек репрессированных

Оценить
Как исследователям рассказали в полиции, срок хранения карточек на осужденных — до достижения ими 80-летнего возраста.

На основании межведомственного засекреченного приказа от 2014 года в архивах МВД уничтожаются учетные карточки со сведениями о репрессированных в СССР. Об этом советнику президента Михаилу Федотову сообщил директор музея ГУЛАГа Роман Романов, передает сегодня, 8 июня, «Коммерсантъ».

По словам директора музея, уничтожение карточек означает полное удаление информации о нахождении осужденных в системе ГУЛАГа.

«В случае если заключенный умирал или погибал в лагере, его личное дело отправлялось на бессрочное хранение, а если человек освобождался, то его дело уничтожалось, но составлялась архивная карточка, где указывались ФИО, год и место рождения, передвижение заключенного между лагерями и лагерными пунктами, а также дата освобождения», - указано в письме Романова.

Об уничтожении карточек узнал исследователь Сергей Прудовский в ходе розыска информации об одном из репрессированных. По словам историка, после запроса в управление МВД Магаданской области, ему сообщили, что дело заключенного было уничтожено в 1955 году, архивная карточка также уничтожена.

«На его вопрос, на каком основании это сделано, начальник информационного центра УМВД России по Магаданской области Михаил Серегин сообщил, что есть межведомственный приказ под грифом «для служебного пользования» от 12 февраля 2014 года «Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ». Этот приказ подписан совместно МВД, Минюстом, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР, а также Генпрокуратурой и Государственной фельдъегерской службой», - пишет «Коммерсантъ».

По словам Серегина, срок хранения карточек на осужденных — до достижения ими 80-летнего возраста.

В Росархиве Прудовскому рассказали, что все документы осужденных должны пройти экспертизу, в случае признания документа ценным, он ставится на учет и подлежит бессрочному хранению.

По словам самого исследователя, все дела хранятся либо в архивах, либо в ФСБ. Однако они заканчиваются датой осуждения и сведениями о расстреле или лагере.

 «С расстрелом понятно. А информация, куда был отправлен приговоренный к лагерям, выжил ли, переводился ли из одного лагеря в другой, находится только в учетных карточках, хранящихся в МВД. И эта информация после уничтожения карточки предается забвению», — рассказал Прудовский.

По данным издания, это не единственный пример уничтожения материалов, в 2014 года жительница Московской области также получила ответ из УМВД по Магаданской области о том, что учетная карточка родственника отложена на уничтожение на основании служебного приказа.

Председатель СПЧ Михаил Федотов пообещал встать на защиту архивных материалов.

«Это принципиально важно, так как это средство противодействия фальсификации истории. Когда есть документ, его фальсифицировать практически невозможно. А когда документа нет, можно придумать все, что угодно», — заявил он газете.