Политолог Леонид Гозман рассказал саратовцам о смысле несанкционированных митингов

Оценить
Политолог Леонид Гозман рассказал саратовцам о смысле несанкционированных митингов
Леонид Гозман. Фото Анастасия Лухминская
Бывший советник Егора Гайдара впервые выступил в Саратове с лекцией, посвященной свободе.

Сегодня, 23 мая, в малом зале саратовского Дома кино состоялась первая в городе лекция президента общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил» Леонида Гозмана. В зале собралось около 30 слушателей.

Перед началом лектор рассказал немного о себе. Он сообщил, что для него особенно важно его первое высшее образование — психологическое. В 1992 году он стал советником главы правительства Егора Гайдара. Затем, по его словам, он «поссорился с президентом РФ Владимиром Путиным», а на «Марше несогласных» ему сломали руку при аресте.

«Свобода такая вещь, которую мы вроде все хотим. Алексей (Лукьянов — прим. авт.) сказал, сегодня суд был. Это же тоже за свободу?» - начал лекцию он.

Посетивший лекцию Алексей Лукьянов начал объяснять суть претензий к ним, на что Гозман отозвался: «Прокурору расскажете».

В начале лекции Гозман дал несколько определений свободы: свободы от принуждения, свободы  действий и собственного умения быть свободным. 

«Нужно уметь быть свободным. Это искусство - не менее сложное, чем играть на скрипке», - сказал оратор.

В его лекции часто возникали актуальные политические темы. По мысли Гозмана, если в этикете границы дозволенного интуитивно понятны, в политике границы дозволенного плавающие. Оппозиция постоянно проверяет, можно ли переходить те или иные границы: в качестве примера Гозман привел несогласованные митинги, участие в которых может окончиться арестом, но может сойти протестующим с рук.

«Они с той стороны тоже проверяют, у них тоже границы не определены», - понизив голос, сообщил Гозман. Здесь он в пример привел печальный опыт Николая Второго, который перешел неочевидную для него самого черту, расстреляв демонстрантов на «кровавом воскресенье», после чего монархия продержалась всего 12 лет.

Гозман изложил теорию о неизбежном прогрессе свобод и об условностях, которые отпадают одно за другим, как в глобальном мире исчезли условности, связанные с сословиями, с телесным превосходством, с местом рождения, с религией родителей и, наконец, постепенно отпадают ограничения, связанные с биологическим полом.

Во второй половине лекции оратор перечислил страны, которые смогли «выйти из колеи». Он сравнил современную Японию, само имя которой превратилось в технологический бренд, со страной полтора века назад, которая производила «только рис, рыбу и самураев». Гозман сравнил фашистскую Германию с современной страной, которая превратилась в одну из сильнейших, по его мнению, демократий в мире. Положительно отозвался о полиции Грузии, реформированной Михаилом Саакашвили, тогда как несколько лет назад грузинская полиция, отметил оратор, была одной из самых коррумпированных на постсоветском пространстве. 

«Сможем ли мы? А черт его знает», - развел руками лектор.