Депутат обследовал разрушающиеся здания в Саратове

Оценить
Депутат обследовал разрушающиеся здания в Саратове
Фото Анастасия Лухминская
Алексей Наумов вместе с активистами «Архнадзора» побывал в домах Баракки, Яхимовича и Подклетновых.

Сегодня, 18 апреля, состоялась поездка группы «Архндзор» по старинным зданиям в Саратове. Группа, в состав которой вошли депутат облдумы Алексей Наумов, краевед Денис Жабкин, организатор краеведческих туров в рамках «Саратовской фототропы» Максим Музалевский, журналисты и жители Саратова, неравнодушные к истории родного города, посетила дом Гектора Баракки на Соляной, дом Яхимовича на Советской и дом Подклетновых на пересечении Московской и Чапаева.

Дом Гектора Баракки оказался открыт, участники рейда беспрепятственно проникли внутрь и осмотрели помещения. Несмотря на залежи бытового мусора, это оказалось нетрудно сделать. Внутри сильно деформировались деревянные полы и перегородки, но сохранились несущие стены, а также старинные изразцы и печи. Алексей Наумов обратил особое внимание на небольшую залу со скругленными стенами, где могли собираться художники круга Баракки – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов и другие.

Как рассказал депутат, краевед Игорь Сорокин занимается созданием фонда спасения дома Баракки. Сотрудница управления по охране объектов культурного наследия Наталья Коляденко дополнила, что дом сейчас находится в муниципальной собственности и представляет собой объект культурного наследия регионального значения. В ближайшее время он будет выставлен на торги с обременением. Недавно на территории дома проводился субботник, со двора вывезли 17 грузовиков мусора. Дом признан аварийным из-за плохого состояния деревянной пристройки, но при этом основное здание, построенное на кирпичной основе, может быть отремонтировано.

Дом Яхимовича в настоящее время находится в региональной собственности и ожидает, когда инвестор – АИЖК – проведет реставрацию и сделает из разрушающегося здания эпохи модерна современный доходный дом. По неофициальной информации, процесс тормозится из-за того, что АИЖК настаивает на существенных переделках, которые помогли бы увеличить площадь здания и сделать его более привлекательным для квартиросъемщиков. Сейчас в доме Яхимовича живут лица без определенного места жительства. Некоторых из них удалось застать в «апартаментах», но при виде возглавляемой депутатом группы они убежали. Примечательно, что в доме есть отопление и газ, помещения выглядят обжитыми: где-то на полу лежат матрасы и ковры, где-то осталась старая мебель. В одной из комнат удалось обнаружить съестные припасы, законсервированные в трехлитровых банках. На первом этаже были обнаружены старые чугунные ванные, вероятно, подготовленные для отправки в чермет. Наумов предложил следующий рейд посвятить судьбе именно этого дома, который считается одним из красивейших в городе, и сделать запрос в комитет по управлению имуществом области и поинтересоваться у его главы Олега Галкина, почему дом доступен для третьих лиц.

В самом худшем состоянии оказался дом Подклетновых. Усадьба состоит из двух зданий, одно из которых является памятником архитектуры, отреставрировано и содержится в удовлетворительном состоянии (в частности, в нем располагается бистро «Помидор»). Второе здание пострадало от пожара и разрушается, но собственник не принимает никаких мер к его сохранению, так как распространить охранные документы на него управление по охране памятников не успело, и сделать это раньше будущего года не представляется возможным. Со двора оказалась видна пристройка ко второму зданию, обшитая сайдингом. По непроверенным данным, пожар, погубивший здание, начался именно в ней. В итоге дом частично рухнул – осыпалась кирпичная кладка дворового фасада, обнажив основную деревянную стену. По мнению Натальи Коляденко, восстановить здание вряд ли возможно – максимум, воссоздать, попытавшись сохранить фасад, который выходит на улицу Чапаева.  Однако для подготовки документов о границах памятника требуется 60 тысяч рублей, которые в бюджет этого года не заложены. Максим Музалевский предложил собрать средства с  помощью краудфандинга.