Швейцарской «дочке» Газпромбанка запретили обслуживать новых клиентов

Оценить
Клиентом этого банка ранее был известный виолончелист Сергей Ролдугин.

В Швейцарии местный регулятор финансового рынка FINMA запретил «дочке» Газпромбанка - Gazprombank (Switzerland) Ltd - принимать новых клиентов-физлиц. Это связано с проверкой по итогам расследования о «панамских бумагах», которая выявила нарушения в противодействии отмыванию денег, сообщает сегодня, 1 февраля, агентство РБК.

Швейцарский регулятор заявил, что выявил «серьезные недостатки в процессах противодействия отмыванию денег» в отношении частных клиентов организации. Запрет на прием новых клиентов для банка будет действовать «до дальнейших уведомлений».

Ведомство в 2016 году начало расследования более чем в 30 швейцарских банках, в том числе и в дочерней структуре российского банка, на основе информации из «панамского досье» - получивших огласку в СМИ документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseсa, занимавшейся регистрацией офшоров, отмечает издание.

В ходе проверки в отношении Gazprombank (Switzerland) швейцарские власти пришли к выводу, что в 2006–2016 годах он недостаточно тщательно оценивал обстоятельства, связанные с некоторыми его клиентами или транзакциями. Некоторые записи о транзакциях не сохранялись. О части операций, которые, по мнению регулятора, были подозрительными, банк не сообщал в швейцарское Бюро отчетности по отмыванию денег (MROS). Многие нарушения касались деятельности Русского коммерческого банка (Russische Kommerzial Bank), в 2009 году 100% акций которого были приобретены Газпромбанком.

В апреле 2016 года «Новая газета» в одной из статей, посвященных «панамским бумагам», писала о зарегистрированной в Панаме компании International Media Overseas, собственником которой значился виолончелист Сергей Ролдугин. Компания открыла счет в швейцарском подразделении Газпромбанка в 2014 году.

Ролдугину как бенефициару необходимо было указать, является ли он политически значимым лицом (PEP) и знаком ли с другими политически значимыми лицами. Как пишет «Новая газета», в обоих случаях Ролдугин ответил «нет», «хотя в то время о его дружбе с Владимиром Путиным было известно из открытых источников». Издание цитировало члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Марка Пита, который указывал, что Газпромбанк по швейцарским законам был обязан проверить утверждения Ролдугина, однако «нет никаких признаков, что это было сделано».

В сообщении FINMA сказано, что «банк предпринял различные меры по улучшению в сфере управления рисками», но ему по-прежнему необходимо «изменить свою работу по борьбе с отмыванием денег», отмечает РБК. В ответ на вопросы журналистов в Gazprombank (Switzerland) Ltd сообщили, что меры FINMA касаются «очень ограниченного» сегмента их бизнеса, поскольку банк в основном ориентирован на корпоративное обслуживание и «банк будет строго контролировать небольшое количество существующих отношений с частными клиентами».