ВЦИОМ: Россияне не любят пропаганду, но признают ее необходимость

Оценить
Пропаганда несет негатив для граждан страны, когда связана с политикой, утверждают социологи.

Большинство россиян не любят пропаганду, особенно, когда она связана с политикой, утверждают социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения, основываясь на результатах недавнего исследования.

Большинство жителей страны считают пропаганду чем-то негативным, что вызывает у них чувство недоверия (35%) и антипатии (24%). Что она вредит обществу уверены 56% учасстников опроса. Пропаганду определяют как навязывание своего мнения 15% респондентов, как явление с негативными ассоциациями - 10%, как ложь - 8% опрошенных. При этом считают ее синонимом агитации, обнародования информации, инструментом политического воздействия по 7% респондентов, 5% приравнивают пропаганду к внушению и убеждению в чем-либо, а 4% опрошенных воспринимают ее как синоним рекламы.

«Сам по себе термин, явно вызывающий неприязнь, в сочетании с социально одобряемыми понятиями перестает восприниматься негативно», - сообщают социологи и отмечают, что подавляющее большинство респондентов признает наличие явлений, которые можно пропагандировать без ущерба для общества.

Так допустимость пропаганды респонденты выбирают в случаях призывов к соблюдению ПДД (97%), распространения информации о здоровом образе жизни (96%), благотворительности (94%), мировых (93%) и отечественных (92%) научных достижениях, новых направлениях в искусстве (85%).

При этом 76% опрошенных предполагают, что допустимо пропагандировать «политические взгляды президента», а 72% считают, что можно пропагандировать православие.

Среди тех, кто в праве вести пропаганду, россияне в большинстве своем видят государство (45%) и общественные организации (35%). При этом 31% считают, что это могут делать СМИ, а 29% - любой гражданин. Девять процентов опрошенных уверены, что заниматься пропагандой не имеет права никто.

«Ситуация в значительной степени - предсказуемая. С одной стороны, россияне заявляют о неприемлемости пропаганды, с другой - признают ее необходимость. Причина - в размытых границах этого явления и советском прошлом. Россияне поддерживают распространение неполитических идей, взглядов, но не приемлют политическое давление, отсюда – и отрицательное отношение к пропаганде в целом, которая на уровне спонтанных оценок рассматривается именно в политическом контексте», - комментирует данные опроса руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов.