Экономист из РАН заявил, что бюджет РФ «пытается не провалиться в яму»

Оценить
Яков Миркин рассказал о своем видении распределения бюджетных расходов страны на ближайшие три года.

Сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин рассказал, что бюджет РФ на ближайшие три года можно назвать бюджетом, крадущимся по неровной дороге и пытающимся не провалиться в яму. Об этом сообщает сегодня, 31 октября, «Газета.ru»К такому выводу, пишет издание, экономист пришел после изучения бюджетной карты 2018-2020 годов.

Миркин отметил, что в бюджете на среднесрочную перспективу предполагаются «тяжелейшие налоги».

«Две трети государств имеет меньшую фискальную нагрузку, чем Россия. Все страны с темпами роста в 4-6% имеют налоговое бремя гораздо меньше, чем у нас. Даже сам Минфин в своих Основных направлениях бюджетной политики на 2018-2020 годы вдруг проговаривается, что государство слишком глубоко залезает в наши карманы и это ограничивает рост», - приводит издание слова экономиста.

Такое положение дел он считает причиной низких инвестиций в основной капитал, не превышающих 20-21% ВВП и не дающих экономике «расти быстро».

Также экономист обращает внимание на «бюджетное правило» о покупке валюты на «нефтяные» доходы, если цена на углеводороды поднимется выше 40 долларов.

«Как только появятся какие-то, в понимании Минфина, лишние деньги, их нужно сразу же отдать в резервные фонды, в валюту, а не в инвестиции и не в рост. … Вроде бы так и нужно, а как же еще? На самом деле - огромная деформация. Сначала бизнесу и имуществу населения не даем расти, изымая у них слишком много из заработанного в бюджет. А потом эти взятые с боем деньги сами не вкладываем, отправляя вместо инвестиций в валюту, за рубеж. Чудесная конструкция экономики, у которой вечно выкачивают наружу деньги, ее кровь, и еще требуют: «Расти, милая, побыстрее!» - заявляет Миркин в своей статье.

В публикации Миркин обращает внимание, что в России нерационально используется наличие государственного долга, который в иных странах становится источником доходов бюджета.

«Источником роста инвестиций, а потом и доходов бюджета мог бы стать госдолг не в 15-16% ВВП, как нам обещает Минфин в 2018-2020 годах, а хотя бы в 25-30% ВВП, что тоже безопасно, особенно если он финансируется во многом за счет внутреннего инвестора. В быстро растущем Китае в 2018-2020 годах госдолг будет больше 50%, в Индии, ставшей всех опережать, выше 60% (МВФ). Все финансовые источники - под рост, под скорость модернизации», - пишет Миркин и полагает, что страх перед госдолгом существует в России в виде «психологической травмы» с 1998 года, не давая применить всемирную практику.

Экономист в своей статье также критикует позицию Банка России, которая продуцирует «великое финансовое замораживание» российской экономики.

«Когда бюджет - серенький и он осторожничает, но при этом Центральный банк доступным кредитом и снижающимся процентом стимулирует экономический рост, всегда есть надежда на то, что впереди - высокая динамика национального хозяйства. Но в нашем случае это не так. На бюджет накладывается «умеренно-жесткая денежная политика» Банка России, высокий процент и любовь к сильному рублю. Все вместе, с учетом санкций в доступе к международному рынку капиталов, скорее, тормозит, а не поддерживает рост», - цитируют журналисты слова Миркина.

В целом Яков Миркин полагает, что на будущие три года «перед нами карта холодного, боязливого бюджета, пытающегося всем объяснить, что чем осторожнее он будет, тем лучше условия для роста экономики».

Он также рассматривает, на что реально будут направлены средства госбюджета.

«И доходы, и расходы консолидированного бюджета (центр + регионы + внебюджетные фонды) в 2018-2020 годах будут находиться в пределах 32-36 триллионов рублей. В валютном эквиваленте Минфин оценивает их в 500-580 миллиардов долларов США (в 2013 году - примерно 800 миллиардов долларов США). Это небольшая величина. В любой из стран «Большой семерки» доходы «общего правительства» выше. Бюджет США примерно в 12-14 раз больше», - подсчитал экономист.

При этом, полагает он, государство сократит расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, на «общегосударственные вопросы», также станет «относительно меньше» вложений в национальную экономику. При этом вырастет обслуживание государственного и муниципального долга и будет предпринята «попытка оживления социальной части бюджета»: предполагается возврат к докризисному уровню в финансировании образования, ЖКХ, культуры и кинематографии, повышение расходов на здравоохранение и социальное обеспечение, включая пенсионное. Все это, делает вывод Миркин, дает картину «пассивного, не блещущего стимулами бюджета, пытающегося стать в 2018-2020 годах чуть более социальным».

«Самое главное для нас, что это не бюджет опережающего развития и не бюджет страны, собирающейся расти со скоростью выше среднемировой. Скорее бюджет, крадущийся по неровной дороге и пытающийся не провалиться в яму», - подводит итог экономист РАН.