В Азербайджане открыли маршрут транзита китайских грузов в обход России

Оценить
В Азербайджане открыли маршрут транзита китайских грузов в обход России
Фото Павел Литвиненко / Архив fn-volga.ru
Азербайджан, Турция, Грузия и Казахстан запустили железнодорожный маршрут, который позволяет перевозить грузы из Китая в Европу, минуя территорию РФ.

В понедельник, 30 октября, в столице Азербайджана Баку официально открыли железнодорожное сообщение по маршруту Баку-Тбилиси-Карс. В перспективе эта ветка станет частью «Нового Шелкового пути», соединив Китай и Европу в обход России, пишет «Газета.ru».

В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, первая леди Мехрибан Алиева, а также президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его супруга Эмине Эрдоган, премьер Грузии Георгий Квирикашвили, а также делегации Казахстана, Таджикистана и Туркменистана.

Новый маршрут, вместо сухопутного пути через территорию России по Транссибирской магистрали, предполагает перевозку грузов из Китая через Казахстан и паромом по Каспийскому морю до бакинского порта Алят. Затем груз по новой железной дороге можно доставить до территории Турции и далее в Европу через тоннель под Босфором.

Президент Алиев, выступая перед собравшимися, отметил, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс - это «самый короткий и надежный путь, соединяющий Европу с Азией».

На открытии маршрута ждали приезда президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, но вместо него прибыл премьер Бакытжан Сагинтаев.

«Этот проект расширит логистические возможности на Каспии, создаст благоприятные условия для перевозки грузов из Китая в Европу, скорость грузоперевозок возрастет вдвое», - отметил казахстанский премьер.

Протяженность магистрали около 850 километров, 504 километра из которых проходят через территорию Азербайджана. Реализация проекта началась в 2007 году. До Баку первый поезд, который проедет по новой магистрали с грузом пшеницы доставили паромом по Каспию из казахстанского порта Курык.

Министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил, что по этому пути потенциально можно будет перевозить до 35 миллионов тонн грузов в год, отмечает издание. Всего годовой грузопоток в Европу из Китая составляет около 250 миллионов тонн.

В первый год планируется перевозить до пяти миллионов тонн грузов и около миллиона пассажиров. Для увеличения объема перевозимых грузов до примерно 15 миллионов тонн в год необходимо достроить несколько еще инфраструктурных объектов: логистический центр в Карсе, пункт замены колесных пар с колеи 1520 на колею 1435 в Ахалкалаки, депо, склад для хранения угля, терминал по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.

По мнению эксперта Алексея Безбородова, в нынешнем виде этот маршрут не будет привлекательным для Китая. Так, в настоящее время в Каспийском море нет контейнеровозов, которые могли бы перевозить приемлемые для китайцев объемы товаров. Сейчас стоимость перевозки контейнера через Каспий паромом составляет 1,2 тысячи долларов, что сопоставимо с его транзитом от Владивостока до Москвы через Россию. Общая стоимость транзита в обход России может составить 8-12 тысяч долларов за контейнер. Стоимость перевозки одного контейнера по маршруту через Россию составляет 3,5-4,5 тысячи долларов.