Пермский гей публично заявил о своем задержании и пытках в Чечне

Оценить
Максим Лапунов стал первым геем, назвавшим свое имя и подавшим заявление в СКР. Журналисты сообщают о десятках людей, которые содержались в секретных «тюрьмах».

Уроженец Пермского края Максим Лапунов написал заявление в Следственный комитет о своем преследовании за гомосексуальность и пытках в секретной тюрьме для геев на территории Чечни. Он стал первым из, как предполагается, десятков пострадавших, кто публично назвал свое имя, находясь в России. Его рассказ о произошедшем опубликовала «Новая Газета» в понедельник, 16 октября.

По словам мужчины, его задержали на улице двое людей в штатском вечером 16 марта 2017 года. На тот момент он жил в Грозном около двух лет, занимался торговлей игрушками и воздушными шарами. Свидетелем происшествия стали несколько десятков человек, они начали кричать. На крики прибыли несколько полицейских в форме, которые стали разбираться в происходящем и даже наставили на захвативших Лапунова чеченцев автоматы, однако один из мужчин показал им некое удостоверение, после чего они перестали препятствовать похищению.

После этого, спустя примерно 10 минут, Максима Лапунова привезли в некое охраняемое здание через ворота с надписью «МВД». Там его стали допрашивать о том, с кем из чеченских геев он встречался, русские знакомые Лапунова похитителей не интересовали. Мужчина был вынужден выдать одного из своих чеченских друзей, которого задержали и, после того как их отвели в подвал, стали жестоко избивать на его глазах. Позже стали бить и самого Лапунова, которого продержали в камере со следами крови почти две недели. По его словам, всем этим занимались действующие сотрудники полиции.

«Все то время, что я находился в этом подвале, туда привозили людей. Я слышал, как их избивали. Из разговоров, в том числе с охранниками, я понял, что их подозревали в гомосексуальной ориентации. Приблизительно на четвертый день сотрудник Магомед сказал мне, что за моим знакомым приехали родители, сейчас его выпустят и «отправят во Францию». Ко мне завели его попрощаться. Но один из охранников потом сказал мне, что «отправить во Францию» на их сленге означает расстрел. В какой-то из дней я слышал, что привезли одного русского, как впоследствии я понял, он был военным. Его начали бить, но когда узнали, что он военный, прекратили бить и выпустили. Также я слышал, как били какого-то человека, и могу предположить, что его пытали электрическим током. Я видел, как принесли полевой телефон, и слышал, как он кричал. Он кричал очень сильно», - рассказывает Лапунов.

На 12-е сутки задержания Максима Лапунова отвезли на его квартиру, дали 10 минут на сборы, после чего отвезли с вещами в подвал. На следующее утро его заставили взять в руки пистолет и пригрозили, что если он кому-то пожалуется о произошедшем, на него возбудят уголовное дело. После этого Лапунова заставили на видео зачитать по бумаге свои «показания» - в которых в том числе была информация о его гомосексуальных контактах. Затем мужчину отправили к дознавателю полиции по имени Сергей, которому он дал аналогичные показания уже под протокол. Основанием задержания полицейский указал тот факт, что Лапунов гей.

Все закончилось тем, что полицейские отвезли Лапунова на автовокзал, дали ему шесть тысяч рублей и купили по его паспорту билет до Пятигорска.

«Как я понял, меня отпустили только потому, что было много свидетелей моего задержания, а мои родственники сразу объявили меня в розыск, и по факту моего исчезновения в Пермском крае, откуда я родом, было возбуждено уголовное дело», - заметил он.

На пресс-конференции, которую организовала редакция «Новой газеты», Максим Лапунов уточнил, что за 12 дней, которые он был в заключении, через подвал прошли около 30 человек. Чеченцев, по его словам, били сильнее, чем русских. После того, как мужчину отпустили и он приехал в Ессентуки, мужчина заявил о случившемся в полицию. Расследование, по словам Лапунова, ни к чему не привело - оно ограничилось судмедэкспертизой и полиграфом, причем следы побоев у мужчины прошли еще до экспертизы.

О массовых преследованиях геев в Чечне весной 2017 года сообщила «Новая газета». Издание утверждало, что задержанные находятся в секретных тюрьмах и подвергаются пыткам, как минимум три человека были убиты. Однако предполагаемые пострадавшие и члены их семей не хотели огласки и настаивали на анонимности. Ситуация получила громкую огласку, в том числе и на международном уровне.

Власти Чечни отрицают преследования геев. По словам пресс-секретаря главы Чечни Альви Каримова, «нельзя задерживать и притеснять того, кого попросту нет в республике». Глава МВД Чечни Руслан Алханов в мае этого года заявил, что его подчиненные провели проверку по первой публикации «Новой газеты» и не нашли подтверждения информации о преследовании и убийствах гомосексуалов.