Представитель РАН: Лженаучная пропаганда играет в паре с пропагандой политической

Оценить
По мнению ученого, отказ государства от распространения научной картины мира может быть политически мотивированным.

Если невежество помогает политической элите сохранять власть в конкретном государстве, то отказ от распространения научной картины мира среди его граждан может быть политически мотивированным, даже когда этот метод покажет свою неэффективность и неконкурентоспособность. Так охарактеризовал положение в современном российском образовании член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, научный руководитель проекта «Всероссийская лабораторная» Александр Сергеев, сообщает «Лента.ру»

Беседа с корреспондентом издания была приурочена к началу Всероссийского фестиваля науки. Сергеев рассказал, что в обществе современной России «бросается в глаза нехватка критического мышления, то есть способности отделять правду от вымысла». Ученый отмечает, что при таком положении вещей социум может подвергаться воздействию любой «заразной идеи», приводя в пример ситуации, складывающиеся вокруг историй с «фильтрами Петрика», которые продвигались на государственном уровне, с интересом к гомеопатии, с антипрививочным движением. Также ученый рассказал журналисту, что во время проведения «Всероссийской лабораторной» выяснилось, что «свыше трех четвертей участников, интересующихся наукой, допускают возможность передачи информации без помощи каких-либо приборов и физических носителей», в том числе с помощью телепатии, а в образовательной среде в последнее время «усиливается неприятие теории эволюции».

Причиной такой ситуации, по мнению Сергеева, стало распространение в 90-е годы прошлого века моды на оккультные знания и «ренессанс религии, которая раньше тоже была нон грата», также лепту внесло и то, что «почти в ноль рухнула научно-популярная литература». Сейчас, по словам Сергеева, положение выправляется, но «лженаучные идеи очень хорошо укоренились».

Также Сергеев сообщил «Ленте.ру», что в России, как и во всем мире, присутствует образовательный кризис «классно-урочной системы, которая была заложена почти 500 лет назад и сегодня убивает мотивацию к учебе». Ученый высказал идею, что такая система была нужна для обеспечения определенного уровня начальной всеобщей грамотности и «социальной адекватности», а сейчас «нужно переходить к тому состоянию, когда элементарные акты творческого поиска становятся нормой для всех», однако это трудно достижимо и пока «школа дает знания, но убивает интерес к познанию». Поэтому люди часто предпочитают красивые и увлекательные рассуждения мистических «гуру» малоинтересным и непривлекательным для себя научным знаниям.

Ученый также поделился с изданием своей обеспокоенностью чрезмерной клерикализацией общества.

«Мы постепенно движемся к тем странам, где набирает силу религиозный фундаментализм. На самом деле проблема очень сложная в обсуждении. У людей, склонных к науке, сегодняшний всплеск религиозности вызывает много вопросов. Многие из них считают, что вера враждебна науке и мириться тут ни с чем нельзя. Но я думаю, что агрессивное позиционирование атеистической концепции, наоборот, усиливает позиции религии. В последние 20 лет в России идет целенаправленный процесс разрушения светскости. Он начался в 1997 году с принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Потом был официальный договор о сотрудничестве между минобрнауки и РПЦ, по которому планировалось включение теологии в число научных дисциплин, а знакомство с религией - в школьную программу. Религия планомерно стремится расширять свое влияние на общество. Но таково свойство любой религии - стремление к максимальному укоренению в обществе, вплоть до полной теократии», - рассказал он корреспонденту и добавил, что критиковать за это религию бессмысленно, но необходимо критиковать государство, которое позволяет себе «снимать определенные барьеры, выстраданные в истории».

Создание у широких масс мифического мышления при клерикализированном сознании все чаще приводит к тому, полагает Сергеев, что люди начинают верить лженаучной пропаганде, которая преподносится вопреки здравому смыслу и разрушает «склонность людей к логическим проверкам». При упрощенном восприятии мира люди начинают верить, что «все мнения равны - научные и альтернативные».

Сергеев уверен, что на такую почву «может упасть что угодно - и разумная идея, и конспирологическая, и фанатическая», поэтому «лженаучная пропаганда играет в паре с пропагандой политической», и последняя способна сильно влиять на общественное сознание, даже «усиливать психические девиации в обществе».

Здесь ученый объяснил корреспонденту, как именно он понимает высказывание Льва Толстого о том, что «сила государства - в невежестве народа»

«Если мы понимаем под силой государства его способность конкурировать на мировом уровне с другими странами в производстве, культуре, экономике и даже отчасти в военной сфере - невежество тут никак не поможет. А вот если под силой государства понимать способность правящей элиты сохранять власть несмотря на свою неэффективность - тогда невежество, конечно, помогает и политически мотивировано», - рассказал Сергеев и добавил, что в ближайшее время зараженность общества лженаучными идеями побороть вряд ли получится, но к этому надо стремиться, в том числе развивая массовые проекты популяризации науки.