Увольнение председателей саратовских ТИК. Подробности

Оценить
Увольнение председателей саратовских ТИК. Подробности
Председатели ТИКов Азиза Лучковская (на переднем плане) и Ирина Жукова. Фото Павел Литвиненко
Ирина Жукова, Азиза Лучковская и Ирина Ботова назвали постановление областного избиркома огульным, необоснованным и незаконным.

Сегодня, 26 сентября, в Саратове на заседании областной избирательной комиссии произошёл скандал. После оглашения первого вопроса заседания, который предполагал отставку всех председателей ТИК города Саратова, а также Аркадакского, Балаковского, Перелюбского и Пугачевского районов и рекомендации для увольнения глав 45 УИК, три председателя ТИКов Саратова выступили с протестом против такого кадрового решения.

По словам председателя областной избирательной комиссии Саратовской области Павла Точилкина, причинами отставки глав ТИКов Саратова был один из самых поздних вводов протоколов в систему ГАС «Выборы», а также общая организация работы комиссий и многочисленные жалобы на председателей УИК, поданные наблюдателями или освещаемые в СМИ.

ИА «Свободные новости» приводят расшифровку заявлений, сделанных председателями ТИК перед отставкой.

Первой взяла слово председатель ТИК Ленинского района Саратова Ирина Жукова:

- При назначении на должность была приглашена на заседание ТИК, а тут даже не приглашена была, узнаю об этом от СМИ, поэтому не могла не высказаться. Вот по своему Ленинскому району хочу все-таки понять, в чем вина председателя территориальной избирательной комиссии. Потому что решение серьезное. Это влечет за собой трудовое законодательство. В чем вина председателя Жуковой, как председателя территориальной избирательной комиссии Ленинского района?

Ни одна из тех жалоб, которые были поданы участковыми избирательными комиссиями, не была областной избирательной комиссией признана обоснованной. Во всяком случае, у меня такой информации нет и в решении это не звучало. По поводу ввода протоколов тоже. 115 комиссий. Мы посмотрели: реально нужно шесть минут, чтобы ввести протокол. Ввожу его не я. Вводят члены рабочей группы от различных партий. Вот в Ленинском районе была организована эта работа. Члены комиссии с правом решающего голоса от «Справедливой России» и от КПРФ вводили вместе с системным администратором, зарегистрировали, сканировали. Ни один протокол не дал сбой, все они были отсканированы. Дальше идет регистрация, дальше идет сверка этого протокола, когда член комиссии сверяет на экране, сверяет с теми данными - всего шесть минут. На 115 комиссий соответственно нужно более десяти часов. Мы уложились в гораздо меньшее время, потому что я сама стояла и руководила этим процессом.

Почему я должна признать свою вину в том, чего не было в моей комиссии? Не было. Все протоколы были введены в оптимальные сроки, быстрее на одну машину нельзя было ввести. И если членов комиссии этот вопрос интересует, они бы... В чем тогда вина ленинского ТИКа? Если огульно вот говорить, все виноваты, но в чем виноваты? Нельзя всех председателей обвинять в общих нарушениях, если нарушения были разные. Очень серьезное решение избирательной комиссии и, естественно, оно не может не отразиться на общем мнении о выборах в Саратовской области. И естественно, что члены ТИК, которые не видят своей вины, вправе обратиться и в судебные органы, и в вышестоящие... За отменой этого решения. Я просто прошу вас сформулировать и подойти индивидуально к этому решению по каждой территориальной избирательной комиссии, чтобы потом решение об отмене, судебное решение не пришло в УИК, и они бы там не обсуждали ваше сегодняшнее решение как незаконное и необоснованное.

Затем слово взяла председатель ТИК Волжского района Азиза Лучковская:

- Хотела бы добавить, что на любое нарушение обычно просят объяснение. С нас этих объяснений никто не потребовал. Если взять Волжский район, то я могу рассказать о задержке протоколов. У нас не пошел КОИБ, у нас отсканировался третий протокол. Мы полтора часа потратили на его ввод. Это может свидетельствовать Ольга Олеговна (Федосова Ольга Олеговна - начальник управления информационных технологий и ресурсов ГАС «Выборы», - прим. ред.), которая принимала участие, об этом могут свидетельствовать члены рабочей группы, которые принимали участие. Мы звонили на горячую линию, мы звонили в Самару, мы звонили в Москву. Это не является секретной информацией. Это первое.

И второе. Мне очень хотелось бы отметить вот эту аргументацию: плохой методической работы и организации. Наверное, вы были бы объективными членами уважаемые члены областной избирательной комиссии, если бы вы пригласили сюда председателей УИКов, и они сказали, насколько доступно и насколько аргументировано до них доводились все нововведения, все работы по новым требованиям законодательства. Наверное, то, что мне все мои председатели написали, как один, поддержку, а уже три председателя участковых комиссий сложили свои полномочия, сказали: «Мы без вас работать не будем». Для меня вот это является объективной оценкой моей деятельности. И то, что ко мне вчера подошли другие партии, ко мне подошел член комиссии от коммунистов, ко мне обращалась «Справедливая Россия». Она сама сюда приносила обращения территориальной комиссии. Ко мне подошел кандидат Ханбеков со своими пожеланиями, со своей поддержкой. Вот это объективная оценка моих действий. А вот это огульное постановление, не обоснованное ничем, наверное, это необъективная оценка деятельности территориальных избирательных комиссий.

Последней слово взяла глава ТИК Кировского района Ирина Ботова:

- Вы знаете, наверное, больше чем мы, коллеги в ТИКах, больше чем вы, знаем свою работу, как мы организовываем её, так и производим. Те субъекты, которые указаны в вашем проекте постановления, очень грамотные люди, которые имеют огромный, колоссальный опыт в своей работе. Я знаю, как они организовывали эту работу. Если для вас объективная сейчас причина основная - это ввод протоколов, хотя не согласна, комиссия должна была либо нарушить закон, что могло за собой повлечь какие-то нарушения, которые могли бы повлиять на волеизъявление граждан. Нами работа была организована четко и грамотно. Это вам могут подтвердить участковые избирательные комиссии, которые проводили эту работу. Мы с этим очень не согласны.

Понимаете, то, что сейчас затрагиваются не просто наши права и интересы, это о многом говорит. У нас есть право обращаться и в судебные органы, и в трудовую инспекцию, чтобы в конце концов опротестовать ваше необоснованное решение, постановление в отношении моих коллег и меня лично. Мы с вами не согласны, потому что, простите, как-то это незаконно с вашей стороны.

- Всё у вас, - вмешался Точилкин.

- Я могла бы говорить до бесконечности, главное, что мы своей вины не признаем. У нас нет этой вины...

- Ирина Анатольевна...

- ...всю работу, которая за нами законом закреплена и наши обязанности, мы их выполняли. Мы не чувствуем своей вины. Если бы мы чувствовали свою вину, мы бы сюда не пришли, поверьте. Мы ни в чем не виноваты. Почему вы сейчас вот так в общем решили, что ТИКи не организовали работу свою. Мы с этим не согласны. Просто так мы не сможем оставить ваше постановление.

Затем на все претензии ответили председатель ИКСО Павел Точилкин:

- У нас есть четкая система комиссий. Есть Центральная избирательная комиссия, есть субъектовые комиссии, которые формируют территориальные избирательные комиссии. В полномочиях членов комиссий - назначение председателей избирателных комиссий. И вот все то, что было мной сказано по данному вопросу, оно имеет место быть. Я, может быть, не сильно ушел в детали, но о том, как организована работа у вас, Ирина Анатольевна, я тоже видел. В ночь для голосования я приезжал. Не хотелось бы на этих моментах останавливаться. Есть еще ряд моментов, связанных с итогами голосования на выборах депутатов Госдумы и городской думы. Вы хотите это еще услышать? Там тоже есть вопросы, и мы со своей стороны, делаем все возможное, чтобы на выборах губернатора, на выборах депутатов областной думы, а они у нас совмещенные были впервые, с учетом тех избирательных новелл, привести все в соответствии. И мы вас приглашали в день тишины и об этом говорили, а получили то, что получили. Поэтому если кому-то хочется поупражняться в знании закона или тех документов, на основе которых мы работаем - это ваше право, мы отрицать его не можем. (...)

Но не надо забывать и про информационную составляющую. В плане информационной составляющей Саратовская область была, по-моему, второй в России по тому, что происходило. И львиная доля того, что происходило, это был город Саратов. И если кого-то все устраивает, и все оставлять так как есть, это неправильно. Что касается вас коллеги, тоже если быть до конца откровенными, с вами были отдельные разговоры... Понимая, что вы люди, которые достаточно много проработали в системе комиссий, дальнейшая ваша судьба областной избирательной комиссией забыта не будет. Вот. Поэтому вы выбираете такую форму защиты, мы тоже выбираем форму защиты.

Точилкин напомнил, что впереди довыборы в Госдуму по округу №163.

- И каждый раз натыкаться на такие вещи, что вот протокол не такой, вот проценты у нас, извините, понижение явки. Есть много всяких моментов, которые мы отслеживаем и, поверьте, это на самом деле так. Если кто-то этого хочет, ради бога. Вот мой ответ на то, что уважаемые коллеги из территориальных комиссий сказали, - ответил Точилкин.

После этого Ирина Ботова попыталась уточнить у Павла Точилкина, почему ТИКам рекомендовали рассмотреть вопрос об отставках глав 45 УИКов. По её словам, все те нарушения, о которых сообщалось с УИК, были рассмотрены ИКСО и по каждой было проведено заседание комиссии.

- Ирина Анатольевна, мы вас выслушали, все понятно. Вы не слышите нас почему-то, когда мы готовимся к избирательной кампании того или иного уровня, а почему мы вас должны слышать, когда вы все отрицаете и пытаетесь перевести все в другую плоскость. Зачем вы это делаете?

В ответ председатели ТИКов заявили, что им непонятно, почему должны пострадать участковые избирательные комиссии, если вину за организацию возложили на ТИКи.

- Не надо нам советовать и учить нас, - прекратил дискуссию Точилкин и поставил вопрос на голосование. Решение было принято большинством голосов.

После этого три председателя встали и покинули заседание, поблагодарив всех за внимание.