Forbes: За сутки до крушения МН17 Россия запретила полеты в зоне поражения «Буков»

Оценить
Издание отмечает, что в день трагедии ростовский диспетчер проигнорировал запрет Росавиации, пропустив более 150 самолетов, включая малайзийский Boeing.

Менее чем за сутки до крушения малайзийского Boeing рейса МН17 в небе над Донбассом, Россия ввела запрет на полеты самолетов у границы с Украиной в зоне поражения «Буков». Об этом пишет русское издание Forbes, изучившее документы служб авиаконтроля Украины и РФ.

Автор материала, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич замечает, что ранее Россия и международное сообщество критиковало украинские власти за то, что они не ограничили полеты гражданских судов в зоне боевых действий, хотя знали о применении обеими сторонами конфликта систем ПВО, в частности, комплексов «Бук» с высотой поражения целей до 18 километров. По мнению эксперта, на Украине может лежать лишь моральная ответственность, так как юридически требования об ограничении полетов в подобных случаях не регламентированы.

При этом еще до трагедии 17 июля 2014 года Украина ограничивала высоту полетов над Донбассом – в последний раз 14 июля до 9754 метров. Причину таких мер не выяснила и международная следственная группа, расследующая крушение самолета.

Авиаэксперту Forbes удалось выяснить, что с полуночи 17 июля 2014 года Россия «для обеспечения безопасности полетов» в связи с «боевыми действиями на территории Украины вблизи государственной границы Российской Федерации и фактом стрельбы с территории Украины в направлении территории Российской Федерации» запретила полеты самолетов над своей территорией вдоль границы с зоной боевых действий ниже 16150 метров, то есть фактически в зоне поражения «Буков».

«То есть до этого момента украинские «Буки» в зоне АТО (антитеррористической операции украинских властей - прим. ред.) нашу службу контроля воздушным движением совершенно не интересовали, а с нуля часов нуля минут 17 июля они вдруг внезапно стали смертельно опасными, - объясняет читателям Лукашевич. - И как только Россия к этому (заранее!) приготовилась, тут же «какой-то» «Бук» сбивает пассажирский лайнер – вы верите в такие поразительные совпадения?!»

На вопрос расследующих крушение Boeing голландских экспертов, почему ограничение было введено именно по высоте 16 километров, РФ не ответила.

«Но и это еще не все! 17 июля 2014 года маршрут злополучного рейса МН17 пролегал над зоной ответственности Ростовского зонального центра, которому и было адресовано вступившее накануне в полночь ограничение, поэтому ростовский диспетчер знал, что при пересечении государственной границы России малазийский Boeing 777, следуя эшелоном FL330, вторгается в запрещенную для полетов гражданской авиации зону российского воздушного пространства, и молчал... – продолжает автор. - Как он промолчал и в более чем полутора сотнях предыдущих случаях, проводя более сотни гражданских самолетов через свою зону ответственности с полуночи 17 июля 2014 года до момента закрытия Украиной воздушного пространства над зоной АТО».

В связи с этим эксперт задает вопросы Росавиации и лично заместителю главы ведомства Олегу Сторчевому: почему Россия ввела ограничения полетов именно за несколько часов до трагедии с МН17, почему высота ограничения полетов практически идеально совпадает с предельной дальностью действия ЗРК «Бук», почему диспетчеры Ростовского зонального центра проигнорировали введенный руководством запрет и продолжали обслуживать рейсы и даже не предупреждать экипажи о вступивших в силу ограничениях, почему никто из официальных лиц РФ не упоминал о введенном с полуночи 17 июля запрете на полеты.

Напомним, на борту «Боинга», согласно заключению международной группы экспертов, сбитому неизвестным ЗРК «Бук» в небе Донбасса, находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. В преддверии очередной годовщины гибели пассажиров рейса из Малайзии в Нидерланды, к президенту РФ Владимиру Путину обратился с открытым письмом адвокат жертв катастрофы и заявил, что глава государства ответственен перед погибшими за уничтожение самолёта. Также министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай на поминальной церемонии выразил надежду, что список людей, ответственных за гибель пассажиров Boeing рейса МН17, станет известен к концу нынешнего года.