Экономист Андрей Илларионов: отставание России вызвано «ловушкой несвободы»

Оценить
Экономист Андрей Илларионов: отставание России вызвано «ловушкой несвободы»
Фото архив fn-volga.ru
Повторный приход к власти Путина втрое сократил темпы экономического роста, а затем вывел его на отрицательные значения.

Экономист Андрей Илларионов полагает, что Россия не может сократить своё экономическое отставание от наиболее развитых стран из-за попадания в «ловушку несвободы», когда для экономического роста воздвигается непреодолимый барьер из политической несвободы. Свою позицию он высказал в статье «Новая периодизация кризиса», опубликованной газетой «Ведомости» от 3 июля.

Экономист приводит данные о том, что в период с 1999 по 2008 годы среднегодовые темпы прироста российского ВВП фактически удвоились и составили 7,1%, а в период с 2009 года по 2016 год рост ВВП упал до 0,4% и за восемь лет составил всего 2,7%. Несмотря на распространённое объяснение происходящего экономическим кризисом, падением цен на нефть и введением против России западных санкций, это, по мнению Илларионова, не является истинной причиной экономического спада. Такие объяснения «стараются не привлекать внимание к тому, что в те восемь лет, пока российская экономика находилась в стагнации, мировая экономика (несмотря на мировой кризис и его последствия), по данным МВФ, выросла на 31,6%, а экономика стран-энергоэкспортёров (несмотря на снижение цен на энергоресурсы) - на 23,8%».

Илларионов также отмечает, что с мая 2009 года по июль 2012 года среднегодовые темпы прироста индекса интенсивности выпуска по базовым видам экономической деятельности достигали 5,6%, то есть, полагает он, в преодоление кризиса 2008-2009 годов российская экономика восстанавливалась темпами, не особо отличавшимися от десятилетия её роста. Эти темпы выдерживались на протяжении трёх лет, до июля 2012 года.

«Качественный перелом в характере российского экономического роста произошёл не в 2008-2009 годах, а летом 2012 года. Начиная с июля 2012 года по апрель 2017 года (последний месяц, для которого в настоящее время имеются сопоставимые данные) среднегодовые темпы прироста реального выпуска составили минус 1,2%», - приводят «Ведомости» мнение экономиста.

Илларионов отметает версию с низкими ценами на нефть, так как они сохраняли уровень до 100 долларов за баррель до лета 2014 года, и называет другую причину начавшегося экономического спада - Владимир Путин снова занял президентский пост.

«В первые 10 месяцев после объявления в сентябре 2011 года «рокировки Медведев – Путин» (т.е. по июль 2012 года) среднегодовые темпы экономического роста упали в 1,5 раза – с 6,9 до 4,3% (здесь и далее - расчеты автора по данным Центра развития ВШЭ). В последующие 10 месяцев - с августа 2012 года по май 2013 года, когда характерные черты «обновленного» политического режима стали вполне очевидными, темпы роста упали более чем втрое - до 1,3% в расчете на год. С июня 2013 года по март 2014 года, когда был присоединен Крым, стагнация сменилась спадом, среднегодовые темпы которого достигли минус 0,1%. Наконец, с апреля 2014 года по январь 2015 года, когда военные действия на территории Украины приобрели наиболее ожесточенный характер, темпы экономического спада достигли минус 3,2%», - пишет газета.

Аналогичные данные Андрей Илларионов приводит относительно роста объёма инвестиций и динамики промышленного производства.

Так с сентября 1998 года по июль 2012 года среднегодовые темпы прироста инвестиций в российскую экономику составляли 9,2%, а в период с июля 2012 года по апрель 2017 года достигли отрицательных значений в -4,3%. Промышленное производство вело себя в соответствии со стандартным бизнес-циклом: сокращалось, достигало минимума и начинало повышаться после кризиса 2008-2009 годов, но «во время рецессии 2014-2016 годов, вызванной прежде всего политическими и геополитическими причинами, динамика выпуска стала напоминать лестницу, ведущую вниз»: падение произошло во время летней украинской кампании 2014 года, во время боёв зимой 2014-2015 годов за Донецкий аэропорт и Дебальцево и в октябре 2015 года, когда Россия включилась в сирийский конфликт.

Основанием для такого глубокого и продолжительного спада, полагает экономист, является «так называемая ловушка несвободы - непреодолимый барьер политической несвободы для быстрого и устойчивого экономического роста».

Илларионов приводит данные о возможном развитии России в условиях политической несвободы. Он описывает процессы, протекавшие в ряде государств с авторитарным политическим строем и заявляет, что для них не только невозможно сократить отставание от развитых стран, «но даже и сохранить его в среднесрочной перспективе».

«В 1939 году самым высокоразвитым среди существовавших тогда тоталитарных государств была гитлеровская Германия (муссолиниевская Италия, франкистская Испания, сталинский СССР от неё заметно отставали). Тогда ВВП на душу населения в Германии превышал аналогичные показатели многих европейских стран и большинства стран мира за исключением Дании, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США. Германский показатель составлял тогда 82% от американского уровня (по данным Ангуса Мэддисона). В 1961 году самой богатой среди стран с тоталитарными политическими режимами была Чехословакия, её ВВП на душу населения составлял 46% от уровня США. В 1983 году самым богатым тоталитарным государством была ГДР, её ВВП на душу населения достигал 47% от уровня США. В 1975 году ВВП на душу населения в коммунистическом СССР составлял 38% от американского уровня. В 2013 году самой состоятельной из числа стран с несвободной политической системой оказалась Россия, её ВВП на душу населения был равен 30% от уровня США; в 2016 году он опустился до 27% (по данным из базы Мэддисона с досчётом последних лет по данным МВФ)», - пишет экономист.

Андрей Илларионов полагает, что любые программы экономического развития и все возможные реформы, предлагаемые «новому старому президенту», даже при условии реальной возможности их воплощения, не изменят ситуацию с темпами деградации российской экономики, если в стране сохранится прежняя политическая несвобода.

Без прекращения зарубежных военных кампаний, по мнению экономиста, сменяемости руководства и внедрения свободной политической системы, Россия «продолжит увеличивать свое отставание и от уровня высокоразвитых государств, и от среднемирового уровня».