Минобороны: Ту-154 рухнул в море из-за дезориентации командира

Оценить
Вылет из Сочи начался проблемно, так как командир корабля никак не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать.

Сегодня, 1 июня, стали известны результаты расследования катастрофы Ту-154 под Сочи. Данные о трагедии со ссылкой на министерство обороны РФ опубликовала газета «КоммерсантЪ».

Как пишет издание, «комиссия полностью подтвердила изложенную в «Ъ» еще 9 января версию о том, что управляющий им пилот потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. В результате самолет с 92 пассажирами на борту потерпел катастрофу в управляемом полете, врезавшись в воду на большой скорости и с запредельным креном».

Следование Ту-154 началось с проблем еще при вылете из Сочи.

«По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле — во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Офицер никак не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы. С помощью автомобиля сопровождения лайнер тем не менее добрался до точки старта и в 5:24 поднялся в воздух с курсом 238°», - сообщает «КоммерсантЪ».

Затем у командира судна возникли сомнения в том, каким курсом они следуют. Он стал выяснять это у других членов экипажа с применением ненормативной лексики, из-за чего отвлекся от работы сам и отвлек своих коллег.

Следствие установило, пишет издание, что самолет стал подниматься с правильным тангажем [подъемом носа - прим.ред.] под углом в 15°. Однако затем командир «отклонил штурвал от себя, замедлив таким образом набор высоты». При этом он приказал убрать закрылки, которые полагается убирать на высоте не менее 500 метров, хотя машина в тот момент поднялась только на 157 метров. В результате действий командира, самолет, набрав высоту в 231 метр, начал снижаться. Экипаж заподозрил неладное, но не предпринял никаких действий.

Командир обнаружил, что машина идет с правым креном в 10° и развернул ее в крутой левый крен.

«На 70-й секунде полета Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды. При этом каждую секунду он опускался еще на 20 метров ниже и продолжал идти с большим левым креном. Уже в этот момент, по мнению специалистов, самолет и все его пассажиры были обречены: вывести машину из снижения в такой ситуации не смог бы даже опытный летчик-испытатель», - отмечает газета.

Сигнал о слишком большом левом крене сработал на высоте 67 метров. Когда же самолет опустился до 34 метров, пилот попытался исправить ситуацию и направить машину в правый крен, но это ему не удалось.

На 73-й секунде полета, пишет «Коммерсант», «машина, задев левым крылом поверхность моря, развалилась на части и затонула». Как показывают данные расследования, при столкновении с водой левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 км/час. Ту-154 пролетел над морем 1,2 километра, значительно отклонившись от заданного курса влево.

Газета приводит мнение экспертов, которые сообщили, что «возникновению критической ситуации на борту способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях».

Напомним, катастрофа Ту-154 произошла 25 декабря минувшего года. Кроме членов экипажа, в происшествии погибли летевшие в Сирию артисты военного ансамбля имени Александрова, врач и правозащитник Елизавета Глинка, а также журналисты новостных каналов.

Командир корабля Роман Волков закончил в свое время Балашовское летное училище. Отметим, что недавно на аэродроме училища разбился транспортный самолет с курсантами. По некоторым данным причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов при отказе одного из двигателей.