В рамках недели «Стрелки» в Саратове рассказали, «что делать с памятниками»

Оценить
В рамках недели «Стрелки» в Саратове рассказали, «что делать с памятниками»
Фото Анастасии Лухминской
Лекцию при полном зале прочитала архитектор Анастасия Смирнова.

Сегодня, 15 апреля, на площадке центра «Пионер» в Саратове прошла публичная лекция «Городской (ре) конструктор: что делать с историческим наследием» в рамках десятидневного проекта института «Стрелка». Деньги за вход на лекцию не взимались, и зал оказался заполнен почти полностью. Преобладала молодежь; в частности, был замечен член Общественной палаты Всеволод Хаценко.

Сегодняшнюю лекцию прочла партнер российско-голландского архитектурного бюро SVESMI Анастасия Смирнова. Первой частью ее лекции стала презентация института и его постдипломной образовательной программы, которая готовит специалистов в области урбанистики. В буклете «Стрелки», который получили все участники мероприятия, было указано, что образование в институте бесплатное, более того — выплачивается стипендия в размере 32 тысяч рублей. Смирнова предупредила, что поступить туда трудно.

Что касается темы лекции, Смирнова назвала его «вопросом на миллион», так как каждый город на земле сталкивается с проблемой: «что делать с архитектурным наследием, если денег на сохранение нет». Лектор познакомила слушателей с двумя подходами к сохранению памятников, заложенные в XIX веке. Архитектор Джон Рескин полагал, что памятники необходимо не восстанавливать, а позволить им жить своей жизнью, медленно разрушаясь, а его коллега Эжен Виолле-ле-Дюк настаивал на восстановлении памятников в их «идеальном состоянии». История свидетельствует, что массовая постановка памятников на государственный учет началась только после 50-х годов XX века; взрывообразно увеличилось количество охраняемых инженерных объектов. Ярким примером является Великобритания, где возраст «достойных сохранения» памятников резко сократился за годы, прошедшие с XIX века. В 1882 году охраняли только сооружения, построенные до 400 года до н.э. - древние мегалитические конструкции. С 1913 года достойными сочли все здания, построенные до 1712 года, с 1983 года памятником могло стать любое здание старше 30 лет, а с 2007 года охраняться государством в Великобритании может даже новостройка.

Смирнова рассказала о дипломном проекте одного из выпускников института «Стрелка» Кубы Снопека «Беляево навсегда». В этом спальном микрорайоне Москвы зародился московский концептуализм, в центре которого был поэт-абсурдист Дмитрий Пригов. Его напечатанные на пишущей машинке картины превратили в муралы, которые теперь украшают район, а у микрорайона появился «собственный нарратив». Лектор призналась, что вряд ли обитателям Беляева стало лучше жить, но, возможно, благодаря появлению у района собственной легенды, когда-нибудь стоимость жилья там вырастет.

В институте «Стрелка» рассматривают потенциал дешевой российской архитектуры 90-х, которая появлялась в изобилии при поступлении инвестиций, но во время кризиса оказывалась заброшена и «некрасиво старела».

«Лужков, к сожалению, любит архитектуру», - пошутила Смирнова, вызвав смех в зале. На материале его эпохи была написана книга «Грибы, мутанты и другие. Архитектура эры Лужкова» выпускницы института Даши Парамоновой.

Лекция представительницы института «Стрелка» вызвала большой интерес, и в течение полутора часов почти никто не покинул зал.