СМИ: Программа развития авиапрома в РФ провалена из-за санкций и Украины

Оценить
По данным «Коммерсанта», правительство выполнило прошлогоднюю программу на три четверти.

По итогам 2016 года государственная программа развития авиационной промышленности РФ на 2013-2025 годы выполнена только на 74%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад минэкономразвития, оказавшийся в распоряжении издания.

На выполнение показателей из федерального бюджета было выделено около 53 миллиардов рублей, но фактические расходы исполнителей составили 63 миллиарда. При этом вместо 198 самолетов в стране было выпущено 136, гособоронзаказ по вертолетам вместо 390 единиц составил 190.

В министерстве признали, что одной из причин провала программы стало «негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам» и сокращение внутреннего спроса на авиатехнику. Также на невыполнение показателей повлияли ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом, сокращение спроса иностранных авиакомпаний на технику. Одной из острейших проблем стала программа импортозамещения узлов, агрегатов и двигателей украинского производства.

Минэконом также признал, что не достигнуты целевые показатели по созданию самолета МС-21. Кроме того, маркетинговые исследования показали, что в ближайшие годы заказов на разрабатывающуюся версию самолета МС-21-200 «не ожидается».

В вертолетостроении перенесены на будущее начало производства судов Ка-62, Ми-38, с трудом продвигается на внешнем рынке Ми-17, снизился иностранный спрос на Ми-8, зато вырос на боевые вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ, тяжелые транспортные Ми-26.

В докладе минэкономики подчеркивается, что коллеги из минпромторга хотят для выполнения программы «привлекать и материально стимулировать квалифицированные кадры», снижать издержки в вертолетостроении. При этом эффективность работы министерства промышленности и торговли в докладе оценивается лишь в 33,3%.

«Хуже ситуация только у него же по судостроению и промышленности в целом, а также у самого минэкономики по Калининградской области и минкавказа по Северному Кавказу», - отмечает «Коммерсантъ».

Чиновники и представители отрасли контактировать с изданием отказались. В свою очередь исполнительный директор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал, что невыполнение плана поставок авиатехники наблюдается из года в год, что «может говорить не о недееспособности промышленности, а о низком качестве планирования». Эксперт при этом заметил, что финансовые показатели предприятий авиапрома высоки, и по гособоронзаказу претензий у заказчика нет.

Напомним, еще в 2014 году госпрограмму развития авиапрома сократили в 2,4 раза.