Историк не одобрил идею возвращения России к «советской школе»

Оценить
Методисты из Екатеринбурга предложили вернуть учебники времен СССР и ввести чистописание гусиным пером.

Преподаватели из Екатеринбурга откликнулись на призыв министра образования Ольги Васильевой и разработали проект, согласно которому в школы необходимо вернуть чистописание гусиными перьями, классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники, сообщает Lenta.ru.

Историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин в беседе с изданием высказал сомнение, что советская методика преподавания — самая лучшая.

«Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили», — отметил профессор.

Как уточнил Любжин, советская методика использовала концепцию всеобщего обучения, давая всем ученикам один и тот же набор предметов, «не считаясь ни со способностями, ни с интересами» детей.

«Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. (...) Одна из вечных печалей советской школы — то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой», — рассказал Любжин.

Что же качается успехов в ракетостроении в советский период, Любжин отметил, что «ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе», а их коллеги «учились у получивших дореволюционное образование профессоров». 

«Математика — единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы. (...) У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма», - считает Любжин.

На данный момент, считает историк образования, «по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире», однако отставание наблюдалось и в СССР. В то же время, по мнению Любжина, мнение о необходимости всеобщего образования - это «издержки демократии».

«Сегодня российское образование - это больной, нуждающийся в очень тяжелой операции. Но на самом деле его состояние столь фатально, что никаких вмешательств он просто не перенесет», - резюмировал собеседник «Ленты».