Руководитель отдела культуры «Независимой газеты» пообщалась с начинающими саратовскими журналистами
Сегодня, 20 мая, в саратовском академическом театре оперы и балета состоялось второе занятие Школы театральной журналистики. Спикером на ней выступила музыкальный критик, руководитель отдела культуры «Независимой газеты», неоднократный эксперт театрального фестиваля «Золотая маска» Марина Гайкович. Послушать лекцию пришли студенты, начинающие и действующие журналисты, блогеры, музыкальные критики и представители театральной общественности.
В начале встречи Гайкович рассказала о себе и своём пути от преподавателя музыкальной школы до работы в «Независимой газете». При этом критик отметила, что другой работы она бы себе не хотела.
Я так наполняюсь впечатлениями на работе, что других вещей, где бы я отводила душу, у меня нет», - рассказала Гайкович.
После небольшой автобиографичной справки встреча перешла в режим «вопрос-ответ». Участников интересовало, как найти грань между музыкальной критикой и обычной статьей, как писать так, чтобы заинтересовать читателя.
«У нас общественно-политическая газета. Это не культурное и не музыкальное издание», - отметила Гайкович. При этом она привела пример журнала «Музыкальная жизнь», в котором «профессионалы пишут для профессионалов». По её словам, там авторов практически не ограничивают в размере статей, а их материалы написаны на «том языке, который хотят читать люди, связанные с музыкой».
Про нюансы работы в своей газете она рассказала, что акцент на культурных событиях необходимо делать не на музыке, а на почётных гостях. И привела пример посещение Путиным известных российских фестивалей.
«Нельзя играть в поддавки со своим читателем. Я предполагаю, что если я напишу термин, который они не знают, они полезут в словарь и узнают», - подчеркнула Гайкович.
По её словам необходимо ориентироваться на образованного читателя, которому не надо пересказывать сюжеты известных опер.
«Самый высший пилотаж, если ты не уделяешь места либретто, а человек, прочитав твою статью, понимает, о чем спектакль», - отметила критик. При этом пояснив, что даже не знает, удавалось ли это ей хоть раз.
По её словам, многие авторы хорошо пишут в социальных сетях, но им не удаются статьи. И наоборот.
«Я очень ленивая и не пишу сразу, когда возвращаюсь домой. Я пишу после того, как посплю, переживу ещё раз все в себе», - отметила она.
На вопрос о том, какие знания необходимы для того, чтобы стать культурным критиком, она посоветовала читать книги по истории музыки, а также «запоминать имена на сайтах».
Также в ходе занятия были затронуты такие технические особенности написания текста, как выбор заголовка и концовки статьи. Гайкович отметила, что, например, в «Коммерсанте» работает отдельная группа людей над заголовками.
«Они остроумные, отталкивающиеся от крылатых фраз. Просто конфетка!», - подчеркнула она.
Также критик заметила, что для неё выбор заголовка - самое сложное в тексте, и она его выбирает долго, «пытаясь вытащить что-то увлекательное из текста».
«Заголовок должен цеплять», - резюмировал она.
В завершении занятия участники посетили открытие выставки молодых театральных художников Санкт-Петербурга, которое состоялось на третьем ярусе театра оперы и балета. В экспозиции представлены работы выпускников Санкт-Петербургской академии театрального искусства, среди которых эскизы сценографии и костюмов. Все авторы работают художниками-постановщиками в различных театрах по всей России.