Гости «Принцессы цирка» выразили надежду на возрождение в Саратове цирковой журналистики

Оценить
Гости «Принцессы цирка» выразили надежду на возрождение в Саратове цирковой журналистики
Фото Анна Недочетова
В музее краеведения состоялся круглый стол «Цирковое искусство сквозь призму СМИ».

В субботу, 23 апреля, в саратовском музее краеведения в рамках проведения международного конкурса «Принцесса цирка» состоялся круглый стол «Цирковое искусство сквозь призму СМИ». На нем присутствовали представители «Росгосцирка», а также цирковые журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Сначала гости осмотрели новую экспозицию музея «Цирк. Полет во времени», открытую к началу конкурса. На ней представлены старинные фотографии, реквизит, ростовые куклы клоунов, архивное видео с выступлениями артистов. После просмотра выставки гости переместились в конференц-зал для обсуждения.

В начале заседания заместитель председателя Союза цирковых деятелей России Григорий Островский отметил, что в последнее время наблюдается угасание интереса прессы к цирку, и такие круглые столы необходимы для того, чтобы помочь журналистам грамотно и профессионально рассказывать читателям о цирковой жизни.

Один из известных цирковых журналистов России, представитель «Вечерней Москвы» Вадим Гурович заявил, что проблема журналистики, пишущей о цирке в том, что люди пишут о цирке, не зная его.

«Цирк подаётся либо в хвалебно-рекламном плане, либо это поверхностный ряд, не раскрывающий особенности и внутренние нюансы: «Приехала программа, клоуны были с красными носами, а тигры полосатые», - отметил он.

По его словам, цирк воспринимается зрителем как картинка.

«Про театр ещё пытаются разобраться, а про цирк нет», - пояснил Гурович.

Он подчеркнул, что журналистика в цирке не даёт того, что необходимо ни читателю, ни исполнителю.

«Писать о цирке, не зная его, это преступление», - заявил он.

Гурович рассказал присутствующим, что раньше ситуация была кардинально иная. По его словам, в конце 70-х – начале 80-х годов люди перед цирковыми кассами жгли костры, потому что занимали очередь еще с вечера и ночью грелись.

«Брежнев любил три вещи: хоккей - и у нас была красная машина, которая рвала всех, цирк, потому что Галя его дочь была замужем за цирковым [артистом], и женщин… Цирк входил в идеологию. Он был одной из движущих структур. После того, как он это утратил, отношение изменилось», - пояснил журналист.

Он назвал журналистику «фантастическим механизмом», потому что одна хорошая статья приравнивается в пяти расклейкам по городу.

В свою очередь писатель и журналист из Санкт-Петербурга Андрей Мартьянов отметил, что времена меняются, и главным СМИ в настоящий момент является интернет. И предложил именно на это делать ставку.

«Интернет-пользователь любит глазами. Ему интересен материал с большим количеством фотографий», - подчеркнул Мартьянов.

Гурович также добавил, что необходимо постараться своей статьей не только визуально и эмоционально «устроить follow me», а высказывать свое мнение.

«Раньше журналистика давала оценку. Артист понимал, что после материала его либо посадят, либо наградят», - подчеркнул он.

Он посоветовал журналистам не лениться, и сравнивать артистов между собой. По его словам, цирковые очень восприимчивы и обделены вниманием, поэтому им важно знать, что именно в их номере хорошо, а что лучше изменить.

«Хороший яркий вкусный материал ещё никогда не пропадал. Когда вы будете писать про пятую-десятую гимнастку, вы сами сможете сказать, кто лучше, кто хуже. Пройдёт взаимное обучение - и вы возьмёте от цирковых, и цирковые от вас», - резюмировал Гурович.

Также участники круглого стола отметили, что именно в Саратове – таком цирковом городе – может возродиться настоящая цирковая журналистика. А когда она появится в одном городе, то и все остальные потянутся.