Адвокат подравшегося с ОМОНовцем парня настаивает на невиновности подсудимого

Оценить
Адвокат подравшегося с ОМОНовцем парня настаивает на невиновности подсудимого
Адвокат Владимир Сенюков. Фото Константин Халин
В отношении сотрудника полиции ни ГУ МВД, ни СУ СКР более года спустя так и не возбудили уголовное дело.

В Кировском районном суде Саратова рассматривается уголовное дело в отношении 25-летнего Максима Жаркова, обвиняемого в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. В качестве потерпевшего на процессе фигурирует его ровесник, служащий в ОМОНе сотрудник полиции Тимофей Седенков, судья - Дарья Богданова (вела первый процесс по делу Сергея Хмелева, ее решение было отменено областным судом в апелляции, а материалы направлены на новое рассмотрение).

Согласно имеющимся в уголовном деле материалам, 15 февраля 2015 года около четырех часов утра Жарков и его друг Исхаков отдыхали в ночном клубе Gatsby и, чтобы поехать домой, вызвали такси. Однако, как выяснилось позже, на приехавшую «Ладу Калину» нашлись еще двое претендентов - Седенков и его друг Кривов, которые в ту ночь также отдыхали, и заняли место в такси,вызванном Жарковым, первыми. В итоге молодые люди договорились не ссориться из-за места в транспорте, согласились, что машина довезет Седенкова и Кривова до бара «SV», а затем доставит оставшихся пассажиров в Энгельс. Однако, пока авто ехало по улицам Астраханской и Московской, между любителями ночного отдыха возник конфликт по поводу службы на Кавказе.

Относительно возникшего конфликта в автомобиле версии его участников расходятся: Седенков утверждает, что Жарков нанес ему несколько ударов ногой и нецензурно обругал, а последний заявляет, что не ругался на соперника и - тем более - не бил его. Они даже «обменялись телефонами», чтобы потом «поговорить по-трезвому». Водитель такси  отказался дальше везти Седенкова и Кривова, и они решили выйти и продолжить путь пешком.

После этого ОМОНовец, согласно его же собственным показаниям, отдал деньги водителю и добавил: «Вези этих *******[нетрадиционной сексуальной ориентации] дальше!». За этим высказыванием последовало выяснение отношений с применением силы, который, как показал страж порядка, начал сам подсудимый: Жарков якобы быстро выбежал из машины, пока его оппонент сидел на переднем сиденье, и стал наносить ему удары. Полицейский вышел из такси и стал защищаться от нападавшего Жаркова, но ударом в область челюсти Жарков «вырубил» его, он упал на асфальт и очнулся только в больнице.

Часть драки, произошедшей на улице, попала в объектив камеры наружного наблюдения, и она существенно отличается от версии «защищающегося полицейского». На записи видно, что Жарков движется спиной вдоль улицы по проезжей части, затем прикрывает голову руками, так как Седенков, наступая на него, наносит ему два удара правой рукой в область головы. Затем подсудимый, продолжая отходить назад, наносит оппоненту один удар правой рукой в левую нижнюю часть лица, в результате чего тот падает на дорогу и остается лежать на ней. «Победитель» не стал добивать лежачего, а вместе с приятелем, который в это время выяснял отношения с другом обездвиженного парня, покинул место происшествия.

Согласно данным судебно-медицинской экспертизы, предметом которой были полученные Седенковым травмы, у него диагностированы «тупая травма черепа, перелом основания черепа в средней черепной ямке справа, отогеморрея справа, ушиб головного мозга средней степени тяжести, контузионные очаги лобной и височной долей слева, ушибы, ссадины мягких тканей головы». В совокупности они рассматриваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Что касается причины получения травм, то, говорится в документе, «судя по данным магнитно-резонансной томографии головного мозга, точная зона ушиба вещества головного мозга локализовалась в области левого полушария головного мозга лобной, височной долей, что является характерной зоной противо удара с ярко выраженными морфологическнми проявлениями». По итогам изучения записи с камеры наружного наблюдения эксперт отметил, что «повреждения могли образоваться от удара правой половиной головы о твердое покрытие, каким может асфальт».

Между тем, по словам адвоката подсудимого Владимира Сенюкова, следствие не сочло нужным акцентировать внимание на противоречиях показаний потерпевшего и видеозаписи конфликта.

Еще один момент, на котором акцентировал внимание Сенюков, стало то, что подсудимый тоже пострадал от действий Седенкова. Полученные Жарковым телесные повреждения (закрытая травма черепа с сотрясением головного мозга, кровоподтек лобной области слева, кровоподтек нижнего века правого глаза, кровоподтек левой щеки и ссадина пятого пальца правой кисти) были квалифицированы экспертами как легкий вред здоровью. В феврале прошлого года он написал в отношении полицейского заявление о преступлении (по статье «Причинение легкого вреда здоровью»), однако до настоящего времени процессуального решения по нему не принято: документ гуляет по инстанциям из полиции в СУ СКР (последнее призвано расследовать преступления, совершенные спецсубъектами). Подобную нерешительность и волокиту защитник связывает с тем, что объективная оценка действий нетрезвого бойца ОМОНа может превратить его из потерпевшего в подозреваемого.

Кроме того, еще на стадии предварительного следствия защитник неоднократно подавал ходатайство (в его удовлетворении было отказано) о прекращении уголовного преследования Жаркова. Как отмечал адвокат Сенюков в обращении, поданном на имя следователя, очевидно, что у его подзащитного «отсутствовал умысел на причинение тяжкого вреда здоровью Седенкова», а показания обвиняемого о том, что он лишь защищался, «подтверждаются объективным доказательством - видеозаписью с камер наружного наблюдения». Отсутствие умысла подтверждает и то обстоятельство, что Жарков, отступая и защищаясь, нанеся один удар, не стал делать даже попыток «добить» оппонента, когда тот упал, а также разнимал двух других участников потасовки.

«Данная видеозапись должна являться ключевым доказательством, с которым следует соотносить все другие доказательства, прежде всего, показания потерпевшего и свидетелей, на предмет их правдивости и достоверности», - полагает Сенюков.

Адвокат также указывает, что тяжкий вред здоровью находившегося в состоянии алкогольного опьянения потерпевшего, как указывает экспертиза, «мог образоваться от удара правой половиной головы о твердое покрытие, каким может быть асфальт», то есть вред «возник в результате падения, что исключает уголовную ответственность Жаркова за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». При этом оппонент обвиняемого, продолжает защитник, «является сотрудником специального подразделения МВД РФ и обладает специальной подготовкой и навыками рукопашного боя», а «на видеозаписи видно, что удары Жаркову он наносит со значительной силой, и несколько раз попадает в голову». Учитывая это, действия своего подзащитного адвокат просит рассматривать как допустимую самооборону (в соответствии с постановлением № 19 пленума Верховного суда РФ от 27 сентября 2012 года), которая имела место как реакция на «агрессивные противоправные действия» потерпевшего.

Сегодня, 18 апреля, в 16.00 в Кировском райсуде состоятся прения по уголовному делу в отношении Максима Жаркова.