В Саратове Александр Секацкий призвал объединить «зависти к олигархам»

Оценить
В Саратове Александр Секацкий призвал объединить «зависти к олигархам»
Фото Константин Халин
В этом случае, считает философ, это будет уже не «зависть», а «борьба за справедливость».

Вчера, 20 марта, в саратовском клубе «Honky Tonk» (Вавилова, 44) прошла презентация новой книги питерского философа Александра Секацкого. Доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ представил аудитории вышедший в конце прошлого года труд «Миссия пролетариата» и поделился своим видением перспектив материализма.

Посетивший Саратов второй раз философ заявил пришедшим на встречу, что ему «совершенно неловко быть автором 16 книг», но «едва ли не высший кайф - это писать книги, особенно зная, что их кто-то прочтет».

Выступая перед собравшимися, Секацкий отметил, что говорить о перспективах материализма нелегко, так как «мы обладаем тяжелым осадком» по поводу него, и данная философия «выглядит непрезентабельным наследием XIX века» на фоне феноменологии, экзистенциализма и постструктурализма.

«Но материализм в правильном понимании этого слова является едва ли не самым перспективным направлением мысли», - сказал питерский мыслитель, добавив, что «те, кто заполнят нишу пролетариата, будут материалистами».

«Что лежит в основе материализма? Это идея материи, но она должна быть понята правильно. Матеря - это не простой субстрат, пригодный для конструирования, и не является формой возможной вещественности. В этом смысле, кажется, быть материалистом бессмысленно. Но глубинная лишенность даст нам творческий импульс, который даст пояснить сакральный смысл материализма», - сказал выступающий, подчеркнув, что материи присущ творческий импульс - «это ее способность разборчиво относиться к форме». В свою очередь актуальность исторического материализма заключается в том, что он исходит из творческой восприимчивости «лишенного класса», пролетариата.

Социальный смысл материализма, считает Секацкий, в том, что «бытие отвергнутого класса» (материя в срезе общества) «способна инсталлировать эффектный сценарий и может преодолевать эффект встречного сущего».

«Материализм – это предпочтение метаперсональных резонансов, вместо индивидуальных химерологических проектов», - сказал философ. Чтобы пояснить свою мысль, Секацкий привел практический пример: когда человек видит олигарха, у него возникает мысль, что у того «есть все, а у меня ничего», и ему говорят, что «это ничего, перетерпи», и в этом случае «кроме зависти ничего не возникнет». «Но если мы начнем объединять все эти зависти, то получится уже борьба за справедливость», - заметил питерский гость.

По мнению Секацкого, молодежь сейчас все больше увлекается материализмом, в том числе и марксизмом, а «Бердяевым и Хайдеггером многие наелись еще в 1980-1990-х годах».

Впрочем, резюмировал философ, в настоящее время место пролетариата на исторической арене пустует, а кто займет его место, автор презентуемой книги предложил поразмышлять своим читателям.