Социологи Президентской академии: Ни одна социальная группа в стране не выработала эффективной практики поведения в кризис

Оценить
По мнению экспертов, длительные затруднения в экономической ситуации могут привести к «существенному росту социальной напряженности» в РФ.

Россияне до сих пор толком не знают, что им делать в условиях продолжающегося в стране экономического кризиса. К таким выводам январского ежемесячного мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения пришли эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ. Текст исследования, охватившего 2015 и начало 2016 года, опубликован на сайте академии.

Как отмечают авторы мониторинга, по итогам прошлого года объем ВВП в РФ снизился на 3,7%, объем промышленного производства - на 3,4%. Сразу на 10,1% сократилось потребление домашних хозяйств, что стало самым плохим показателем за последние двадцать лет. При этом уровень цен вырос в прошлом году на 12,9%, продовольствие подорожало на 14%, непродовольственные товары - на 13,7%.

В то же время снижение реальных зарплат из-за инфляции на 9,5% привело к тому, что работодателям пока даже не пришлось прибегать к сокращению штатов или номинальных зарплат.

«Рост цен и падение реальных денежных доходов населения привели к тому, что в январе-сентябре 2015 года уровень бедности существенно увеличился (на 1,5 процентных пункта) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 14,1%, что выше уровня бедности в соответствующие периоды 2008-2014 годов. Регулярный статистический учет уровня бедности не позволяет следить за ситуацией в более оперативном режиме, - добавляют в институте. - Потребительская активность сокращается по всем видам товаров и услуг, при этом распространены опасения, что расходы как в сфере первичного потребления, так и составляющие стиль жизни, в ближайшем будущем придется сократить».

Так, половина респондентов рассказала социологам, что сократила затраты на продукты питания, 20% - на лекарства, 25% - на медицинские услуги и образование. Причем данные мониторинга показали, что потребительская активность заметно сократилась не только среди малообеспеченных жителей России, но также среди граждан со средним и относительно высоким достатком.

В итоге в РАНХиГС пришли к неутешительным выводам: «Население не выработало массовых эффективных практик социально- экономического поведения, направленных на успешную адаптацию к новой экономической ситуации; явным образом преобладают пассивные формы адаптации. Респонденты считают, что экономное поведение и трата сбережений поможет им пережить кризис; понимание того, что он может затянуться, приходит крайне медленно и не приводит к формированию эффективных ответных моделей. Проведенный анализ показывает отсутствие какой-либо социальной группы (пусть даже малочисленной), которой это явным образом удалось и которая могла бы стать образцом, «локомотивом» новой социально-экономической адаптации. В случае затяжного характера кризиса это может привести к существенному росту социальной напряженности».

Напомним, ранее федеральное министерство экономического развития и торговли признавало, что в 2015 году объемы оборота розничной торговли в РФ снизились сразу на 10% по сравнению с предыдущим годом, что стало худшим показателем с начала наблюдений в 1970 году.

В Саратовской области, как и в стране в целом, социологи Финансового университета при правительстве РФ замечают существенные ежемесячные колебания потребительских, социальных и экономических настроений жителей от между позитивными и негативными.