Итоги конкурса на распределение субсидий от областного министерства печати вызвали скандал среди областных СМИ

Оценить
Целый ряд средств массовой информации публично заявили об отказе от грантов минпечати в связи с непрозрачными критериями распределения и несправедливым, на их взгляд, решением. Комментарии редакторов, реготделения Союза журналистов и министра.

Информационное агентство «Версия-Саратов» и интернет-газета «Четвертая власть» публично заявили о том, что не согласны с результатами распределения грантов областного министерства информации и печати по программе «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со СМИ».

Так, «Четвертой власти» минпечати выделило только 7% от запрошенной суммы. По мнению главного редактора издания Вадима Рогожина, политику распределения средств, которой придерживается министерство печати области можно назвать иезуитской, а факт выделения столь малой части средств его изданию – изощренным издевательством.

«Мы не в обиде и ответим адекватно», – подчеркнул Рогожин корреспонденту ИА «Свободные новости».

Также главред «Четвертой власти» рассказал, что ранее издание выигрывало министерский грант лишь раз, два года назад, когда должность министра печати занимала Наталья Есипова. В прошлом году газете отказали в предоставлении средств, по мнению Рогожина, политика предыдущего министра была более честной.

«Мы подаем документы, потому что имеем на это право, как и все прочие СМИ. Это своего рода проверка, как власти отреагируют на нас. На политику редакции получение гранта, даже если бы нам предоставили все сто процентов запрошенных средств, никак не повлияло бы. Тематика грантов не предполагает, что нужно хвалить губернатора и правительство или заниматься их пиаром. Хотя чиновники, вероятно, предполагают, что деньги дают именно на пиар», – объяснил Вадим Рогожин.

Рогожин позитивно оценил поступок редакции ИА «Версия-Саратов», также отказавшейся от правительственных средств.

Александр Радин, главный редактор ИА «Версия-Саратов», объяснил отказ от гранта несправедливым распределением средств, которое прошло по неясным критериям.

«Системы распределения грантов в этом году нас откровенно рассмешила. Мы не нуждаемся в этих деньгах и не нуждались никогда. Но в данном случае распределение прошло по непонятным критериям, без учета рейтинга цитируемости и других важных показателей», – пояснил свою позицию Радин.

В то же время Александр Радин не видит разницы для политики издания в освещении работы органов власти при отсутствии гранта от правительства.

«Что касается зависимости от власти и влияния грантов на редакционную политику, то могу сказать, что мы дважды до этого получали гранты и никакой разницы не почувствовали. Мы и без грантов размещаем информацию, поступающую от правительства, для информирования граждан. Когда мы получали гранты, никакого давления со стороны правительства не было, но у власти и возможности такой нет», – рассказал Радин.

По нашим сведениям, ИА «Взгляд-Инфо» также намерено отказаться от правительственного гранта. Как пояснил главный редактор издания Николай Лыков, ему не понятны критерии отбора заявок-победителей и результаты конкурса вызывают недоумение.

«Получается, что в расчет комиссия не брала ключевые показатели, в том числе цитируемость, посещаемость, охват аудитории. Очевидно, что в распределении грантов имели место субъективизм и вкусовщина. На мой взгляд, личные предпочтения одного министра не должны определять информационную политику правительства целого региона. Делить прессу на «своих» и «чужих» – эта позиция, которая в корне противоречит курсу «на консолидацию», о котором регулярно заявляет губернатор Радаев», – заявил Лыков.

Председатель регионального отделения Союза журналистов России Лидия Златогорская, которая одновременно входит в конкурсную комиссию по распределению субсидий на возмещение затрат по реализации информационных проектов в 2013 году отрицательно оценила демарши саратовских СМИ, отказавшихся от правительственных средств: «Когда объявляется конкурс, все прекрасно знают условия и в них нигде не сказано, что при выдаче гранта необходимо восхвалять действующую власть. Для получения средств необходимо придумать социально-значимый проект и продвигать его. Никто не тянет силой участвовать в конкурсе, но если выиграли, мне кажется, необходимо продвигать этот проект.

В этом году на 30 миллионов рублей, которые могли быть выплачены, было подано заявок на 210 миллионов, всего 105 проектов. То есть выиграть мог один из семи. Поэтому многие оказались разочарованы. При этом я не одобряю практику, когда выигрывают, а потом отказываются от средств. Комиссия, которая принимает решение по распределению, состоит из нескольких человек. В нее входят депутаты, двое представителей журналистского сообщества. Надо уважать их коллективное мнение. В любом решении присутствует субъективизм, однако в данном случае он не помешал адекватно оценить представленные проекты. Я против конфронтации. Не нужно было участвовать в таком случае. Если это произошло в знак протеста, то это понятная позиция, но я ее не одобряю».

Министр информации и печати Саратовской области Роман Чуйченко также подверг критике действия отдельных СМИ области, отказавшихся от грантов, и назвал их «эмоциями и ничем больше».

«Они подали заявку на участие в конкурсе и выиграли определенную сумму. Если они отказались от нее, значит такова их субъективная оценка. Если они с ней не согласны, они могут не подавать отчеты и тогда они не получат эти средства. Они, наверное, имеют право на эти эмоции. Ради Бога, если им кажется, что они делают им честь и делают их позицию более порядочной и привлекательной для их аудитории, это их право.

Мы, в свою очередь, будем действовать в рамках всех процедур. Они подавали заявку, мы ее рассмотрели, будем рассматривать отчеты, если они будут работать, а все остальное – это эмоции, не более того.

Вышеназванные агентства, это обычные СМИ, обычные, ничем особо не примечательные. Если они претендуют на какую-то особую исключительность, то это их право и не имеет никакого отношения к конкурсу. Если они считают, что члены конкурсной комиссии имеют перед ними какие-то особые обязательства... Ну я не знаю... Их заявки рассматриваются в обычном порядке.

Все заявки содержат в себе определенные параметры, получают определенные рейтинги при голосовании. Голосуют члены конкурсной комиссии, в чьей квалификации не может быть никаких сомнений. Такова их оценка проектов с точки зрения социальной значимости. В этом нет ничего необычного. «Саратовские Вести» вообще ничего не получили, хотя я искренне хотел им помочь и сам за них голосовал.

При подаче заявок всегда есть определенные риски. Если говорить о вот этих самых агентствах, которые подают заявки, а потом совершают такие демарши, возможно они считают, что они в чем-то лучше. Они говорят, что их лучше цитируют, но я так понимаю, по их логике рейтинг цитируемости пропорционален материальным средствам, то у них и так должно быть все нормально. Это косвенно подтверждает, что потребности в средствах у них нет.

Мы говорим в данном случае о программе сотрудничества с органами исполнительной власти, со СМИ. Наши интересы – информирование жителей Саратовской области о деятельности органов власти и никакой политики в этом нет, чтобы предполагать какую-то оппозиционность отдельных агентств в мотивах решения комиссии».

С распределением средств правительственного гранта можно ознакомиться в приложенном файле. Например, информационное агентство «Саратовские областные новости», которое за два проекта «Добро пожаловать в Саратовский край» и «Модернизация для каждого» получит сто тысяч рублей, имеет среднюю посещаемость – 100 человек в день. А газета «Наша Версия в Саратове», редактором которой некогда был нынешний министр печати, получит почти 70 тысяч рублей за проект «Доступная среда обитания».