В Саратове обсудили проблемы внедрения инклюзивного образования

Оценить
В Саратове обсудили проблемы внедрения инклюзивного образования
Фото Анна Недочетова
Состоялся круглый стол, в котором приняли участие медицинские и социальные работники, педагоги и родители.

Сегодня, 3 февраля, в Саратовском областном институте развития образования состоялся круглый стол «Инклюзия: ожидания и реальность. Дети с ментальными нарушениями». В нем приняли участие педагоги, медицинские и социальные работники, представители родительского сообщества. Организаторами мероприятия выступили общественный совет при министерстве образования Саратовской области и фонд социальной поддержки семьи и детства «Океан».

Основной темой круглого стола стало влияние различных факторов на развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Главный внештатный психолог Саратовской области Сергей Саратовский в начале заседания отметил, что качество жизни детей с ментальными нарушениями находится в нашей стране не на высоком уровне.

Лица с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это люди, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Как напомнил Саратовский, право таких детей на получение образования закреплено в законодательных документах, но на деле при устройстве ребенка с ОВЗ в обыкновенную школу родители сталкиваются с множеством различных проблем.

Директор фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан» Наталья Коваценко отметила, что взаимодействие со сверстниками таким детям необходимо.

«Разрушение школ, которые работают по адаптированным программам, недопустимо. У родителей должен быть выбор: отдать своего ребенка в школу с инклюзивным образованием или в специальную адаптированную школу», - пояснила она.

По ее словам, при интеграции детей с ОВЗ в обществе система не собирается трансформироваться под ребенка. Это ребенок должен изменить себя, чтобы включится в систему. А инклюзия – это как раз изменение среды под ребенка.

«Процесс инклюзии дорогостоящий. Он требует обученных специалистов, новых методик и времени. Общество не готово включить этих детей в школы и на предприятия. Но если мы не соберемся подготовить это общество, оно никогда не будет готово. А дети воспринимают мир именно таким, каким мы его показываем. Если мы не будем включать таких детей в общество, то и наши дети не будут. А если мы их включим, то наши дети будут воспринимать их как часть общества, как само собой разумеющееся, как то, что небо голубое», - подчеркнула Коваценко.

По ее словам, по прогнозам к 2030 году трудоспособное население России уменьшится на 11%, и в каждой семье будет ребенок, нуждающийся в помощи. Увеличение трудоспособного населения предполагается за счет увеличения пенсионного возраста, вовлечения в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин с детьми, инвалидов и детей-инвалидов.

«Без инклюзии эти прогнозы будут не реальными. И мы окажемся в ситуации, когда трудоспособное население России станет категорически маленьким. Вопрос инклюзии таким образом становится вопросом будущего нашей страны», - резюмировала она.

Главный внештатный социальный педагог, руководитель регионального центра практической психологии и инклюзивного образования Анна Серякина в свою очередь отметила, что оборудование школ пандусами – это уже вчерашний день.

«Инклюзия не сводится к тому, что школы оборудуют пандусами и дополнительным оборудованием. Не от одной системы образования зависит появление инклюзии в школе. Здесь огромный пласт межотраслевого взаимодействия», - подчеркнула она.

По ее мнению, необходимо начинать работу с администрациями образовательных учреждений, от которых зависит отношение к проекту педагогов.

«Мы проделали большой путь. За это время у нас есть результаты, которыми можно гордиться. В состав центра вошли преподаватели, которые занимались подобными вопросами с 2000 года. Прошлый год стал переломным. Прошло несколько объемных курсов для специалистов. Мы сделали верный шаг, что начали работу с администрациями образовательных учреждений. Руководители стали первым звеном. На которые мы опирались. После чего стал огромный запрос заявок на переподготовку, который идет именно от администраций образовательных учреждений», - отметила Серякина.

По ее словам, на сегодняшний день 88 организаций участвуют в программе «Доступная среда».

«Это не говорит о том, что другие школы не готовы, и если к ним придут такие дети, то их не примут. Работа идет с каждой школой в индивидуальном порядке», - пояснила педагог.

Кроме того, она рассказала о создании сетевого маршрутизатора для поиска родителями тех организаций, которые подходят их детям. Родители смогут задать район проживания, необходимые условия и диагноз, и смогут найти то учреждение, где готовы принять ребенка.

Специалист Саратовского областного института развития образования Марина Михайлина отметила, что любая школа обязана принять любого ребенка вне зависимости от его диагноза. И если школа отказывает, то родители имеют право обратиться в министерство, и начнется решение вопроса на другом уровне.

«Самые толерантные и демократические страны, как Великобритания, потратили на принятие инклюзии 25-30 лет. Должно вырасти целое поколение людей, для которых понятие «инвалид» - это не «урод», - подчеркнула она.