Лекторий «Свободная среда». Профессор Тамара Фокина рассказала о «методологии гуманитарной науки»

Оценить
Лекторий «Свободная среда». Профессор Тамара Фокина рассказала о «методологии гуманитарной науки»
Фото Мария Бунтарская
По мнению ученого, утверждение, что «системы гуманитарных наук в России не существует», является спорным.

Вчера, 27 января, состоялась очередная лекция в рамках проекта «Свободная среда». Спикером встречи стала кандидат философских наук, почетный профессор ПИУ РАНХиГС Тамара Фокина, которая рассказала о «методологии гуманитарной науки». Основой лекции стала работа религиозного философа Ойгена Розенштока-Хюсси» «Речь и действительность».

«Розеншток-Хюсси был убежден, что общество - это сообщество людей, которые говорят. В основу его концепции социума была положена речь. Свой метод он называл грамматическим, потому что полагал, что как мышление нуждается в логике, так наша речь нуждается в грамматике, как мышление нуждается в правильном выстраивании, так и речь нуждается в том, чтобы ее тщательно, основательно и целостно выстраивали», - рассказала автор лекции.

На нескольких примерах она показала, что каждое выступление человека должно быть тщательно продумано.

Также, по мнению Тамары Фокиной, утверждение, что «системы гуманитарных наук в России не существует», достаточно спорное.

Она упомянула, что в давней работе социолога Александра Филиппова «Человек в зеркале социологии» представлено интересное описание субъекта, читая которое, она сама чувствовала себя «порядочной сволочью».

В представленной на днях аннотации новой книги по социологии современного общества показано, что действующий человек непрерывно мутировал и «на смену ответственному и рефлексивному субъекту приходит безответственно экспрессивный актер».

«На смену расчетливому и эгоистичному «игроку» - детерминированный нормами и правилами «культурный дурак», на смену переживающему и эмоциональному «члену сообщества» - актант (активный, значимый участник ситуации - прим. ред.), лишенный всяких признаков человечности. Человек действующий постоянно  менял своё обличье и никогда не покидал внимания социологов», - процитировала Фокина.

Кроме того, профессор рассказала о способах визуализации мышления в ситуации сложности - картах, моделях-конфигураторах, синопсисе, мозаиках-пазлах, палимпсесте, композитах, гибридах и матрицах. Во время применения этих методик, отметила профессор, начинают действовать не обсуждаемые ранее принципы - красоты, этики и веры. Из них черпаются такие понятия, как «простота», «рекурсивность», «вкус» и, если присмотреться, считает Фокина, то споры решаются как раз при использовании принципов, лежащих за пределами методологии.

Видеозапись лекции опубликована на сайте телеслужбы «Открытый канал».