Рейтинг выживаемости. Валерий Радаев вылетел в группу губернаторов-«троечников»

Оценить
Рейтинг выживаемости. Валерий Радаев вылетел в группу губернаторов-«троечников»
Фото Константин Халин
Глава региона, по мнению экспертов, впал в зависимость от «федеральной политической конъюнктуры».

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев ухудшил свои показатели в рейтинге выживаемости глав регионов. Такие данные приводятся в опубликованном сегодня, 26 ноября, 16-м очередном совместном исследовании Фонда «Петербургская политика» и коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг».

В прошлом выпуске рейтинга (в мае 2015 года) эксперты оценили выживаемость Валерия Радаева на четверку, но в этот раз ему поставили только «три с плюсом». Сильной стороной главы региона названо наличие федеральной поддержки, слабыми - экономические и долговые проблемы, зависимость от федеральной политической конъюнктуры.

В число отличников специалисты-политологи записали президента Татарстана Рустама Минниханова, губернатора Камчатского края (Владимир Илюхин), Белгородской области (Евгений Савченко), Воронежской области (Алексей Гордеев), Магаданской области (Владимир Печеный), Сахалинской области (Олег Кожемяко), Тамбовской области (Александр Никитин), Тюменской области (Владимир Якушев) Еврейской АО (Александр Левинталь), Чукотского АО (Роман Копин) и Ямало-Ненецкого АО (Дмитрий Кобылкин).

«Двоечниками» стали губернаторы Псковской области (Андрей Турчак), Тверской области (Андрей Шевелев) и Тульской области (Владимир Груздев).

«Прогноз кадровой политики в отношении глав регионов задается двумя ключевыми трендами - снижением статуса губернаторского корпуса и приближением выборов в Госдуму РФ. Аресты двух глав субъектов Федерации и значительного количества местных чиновников разного уровня, произошедшие в течение года, повысили «аппетиты» силовых структур и создали атмосферу нервозности в губернаторском корпусе, создав интригу относительно используемых федеральной властью реальных критериев эффективности высших должностных лиц. А первый прецедент поражения действующего губернатора в Иркутской области повысил мотивацию региональных элит к борьбе за власть, на реальную борьбу за власть. В то же время сокращение объема распределяемого в Центре ресурса может ориентировать на экспансию в регионе и федеральные лоббистские группы. При этом подготовка федеральной избирательной кампании устанавливает своеобразный лимит на интенсивность замены среди региональных лидеров с целью недопущения административного хаоса и создания управленческого запаса прочности перед выборами. Логично ожидать, что назревшие замены будут проведены в ближайшее время (ориентировочно до конца декабря), после чего вероятность «спонтанных» замен должна упасть», - отмечают эксперты.

Губернаторы, которые в ближайшие месяцы избегут отставок, рискуют столкнуться с такими вызовами как:

- Риски мобилизации оппонирующих губернаторам местных элит, которые могут попытаться использовать избирательную кампанию для ослабления или замены действующих глав регионов;

- Повышение зависимости от собственных электоральных рейтингов (для глав регионов, избранных осенью 2015 года);

- Необходимость выстраивания эффективной системы управления социальными и политическими рисками;

- Праймериз «Единой России», в ходе которых в отдельных регионах у партии могут появиться кандидаты в Госдуму, оппонирующие главам регионов и даже способные стать их политическими конкурентами;

- Уязвимость глав регионов - особенно ресурсных - перед ростом политического веса правоохранительных органов (как это уже случилось в Сахалинской области и Республике Коми, руководители которых, как оказалось, не имели необходимой лоббистской поддержки на федеральном уровне);

- Переход основных групп федеральной элиты к борьбе за конструирование будущей «правящей коалиции» 2016-2018 годов, в которой и сами губернаторы, и их должности могут оказаться объектами «разменов»;

- Снижение собственных личных и политических мотиваций для продолжения работы на посту губернатора (в том числе в связи с желанием перейти на работу в федеральные органы власти).