Саратовские журналисты оценили появление в регионе профсоюза работников СМИ

Оценить
Представители регионального медиарынка отнеслись к нововведению с осторожностью.

Вчера, 12 ноября, ряд региональных СМИ опубликовал новость о создании в регионе «Саратовского областного профессионального союза работников средств массовой информации». Активистами организации выступили главные редакторы и руководители нескольких саратовских СМИ - Алексей Мурзов («СаратовБизнесКонсалтинг»), Денис Лебедь («СарИнформ»), Алексей Колобродов (медиа-холдинг «Общественное мнение») и Алексей Пчелинцев («Свободная пресса - Поволжье»). Председателем профсоюза избран Игорь Бирюков.

В комментарии ИГ «Четвертая власть» председатель реготделения Союза журналистов России Лидия Златогорская одобрила создание организации. Издание в свою очередь с сожалением отметило, что «в учредителях профсоюза состоит группа медиа-деятелей, которые давно избрали путь конфронтации с СЖР и стоят в жесткой оппозиции к ее председателю».

ИА «Свободные новости» поинтересовалась у коллег, как они относятся к созданию профсоюза.

Алексей Колобродов, главный редактор медиагруппы «Общественное мнение»:

«Я уже достаточно долгое время обсуждал с коллегами то, что необходима какая-то площадка для отстаивания общих интересов, которых много, и которых все больше и больше, потому что ситуация для СМИ ухудшается и в экономическом, и в идейном плане. Помимо прочего есть необходимость выработать какие-то общие правила и модели поведения в кризисное время, да и в любое другое. То, что есть разница между профсоюзом и творческим союзом давно было понятно, потому что попытки развернуть Союз журналистов в сторону чисто профсоюзную никаким успехом не увенчались. Я просто считаю, что творческие союзы себя изжили, потому что в юридическом плане это организации достаточно ничтожные по функционалу и инструментарию. Идея (профсоюза) абсолютно давняя. Но поскольку все заняты на основной работе - это все не получалось. Потом появился Игорь Бирюков, который излагал примерно тот же набор идей. По поводу целей и задач тут я не уполномочен, а сама инициатива здоровая и я рекомендовал бы коллегам отнестись к ней внимательно».

Александр Гнусарьков, главный редактор ИА «SaratovNews»:

«Журналист по роду деятельности обязан быть социально активным человеком, поэтому здорово, что коллеги собираются и придумывают что-то новое. Хочется добавить популярную присказку «Лишь бы со спичками не баловались», но вместо этого лучше пожелаю им удачи. Если журналисты намерены всерьез заниматься развитием профсоюза, то работа в жестких саратовских условиях предстоит очень сложная.

Удивило назначение председателем профсоюза человека, который в СМИ, по собственному признанию, не работал. Получается, раньше мы защищали интересы читателей, а теперь они платят нам той же монетой. Принцип бумеранга? Не думаю. По всей видимости, коллеги хотели поставить человека с хорошими административными качествами, формально не принадлежащего ни к одной из финансово-политических групп.

Буду ли я сам вступать в профсоюз? Пока нет. На полке уже и так лежат без дела корки от другой аналогичной организации, которые мне мало чем пригодились, а стирать пыль с еще одного удостоверения – лень».

Евгений Захаров, шеф редактор телеслужбы «Открытый канал»:

«Любое профессиональное сообщество, рождающееся «снизу», из понимания назревших «внутрицеховых» проблем, вызывает сочувствие и поддержку. Тем более, когда речь идет о профессии с повышенным уровнем ответственности и риска. У нас, конечно, есть региональное отделение Союза журналистов, но оно почему-то не спешит защищать корпоративные интересы. В последнее время, например, и областные, и городские чиновники соглашаются дать комментарий представителям прессы только с разрешения их руководства. Но это же нонсенс! Областное правительство и городская администрация — это не частная корпорация, подчиненная одному лицу. Каждый чиновник обязан регулярно рассказывать о своей деятельности в СМИ. Если вновь создаваемому профсоюзу удастся улучшить ситуацию по этой проблеме, а также, конечно, в вопросе распределения бюджетных средств на региональные СМИ — буду очень рад».

Владислав Степанов, директор ИА «Регион 64»:

«Я сейчас нахожусь в Крыму на региональном медиафоруме и не думаю о том, что происходит у вас в Саратове. Интереснее совсем другие тренды, которые нас коснутся в будущем. Для меня это не будет не то что первоочередной, но даже десятой задачей - думать о том, что даст профсоюз и для чего он создан. Насколько он будет полезен, пусть авторы его решают и те, кто в него войдут. Это их право»

Егор Харитонов, корреспондент ИА «Версия-Саратов», ИА «Свободная пресса - Поволжье»:

«Любой профсоюз как таковой – идея отличная. На мой взгляд он должен существовать в каждой профессиональной области, в которой имеется достаточное для того число работников. С другой стороны, в Саратове, как и во многих регионах, есть Союз журналистов, однако этот орган зачастую политичен и аффилирован местной власти. Проблемы же, как показывает практика (яркие примера из Саратова – тому подтверждение), чаще всего возникают у журналистов, не лебезящих перед органами власти. К тому же, разве не нужна бывает поддержка работникам и официальных СМИ, допустим, после расформирования последних? По данным, озвученным на днях, в регионе за последнее время закрылись 10 средств массовой информации. Профсоюз должен поддерживать всех работников СМИ, не деля их на «своих» и «не своих».

Теперь все зависит от организации процесса – важно, чтобы хорошая задумка не скатилась в пропасть. А профсоюз – это в первую очередь солидарность и консолидация для решения общих проблем. Так что, польза при удачном исходе дела для всего журналистского сообщества очевидна».

Никита Музалевский, автор журналов «Human» и «Территория (TR)», кандидат филологических наук:

«Сформулированные на бумаге цели профсоюза, конечно, звучат до боли приятно, но слишком романтично. «Уважение к профессии среди всех членов общества» добиться априори невозможно. Ни к какой профессии. Сегодня, когда каждый член общества имеет возможность моментально отфильтровать те источники информации, которые ему интересны делают профессию уязвимой – читатель воспринимает не конкретные персоналии в сфере журналистики, а «журналистов в общем». А многие наши братья не задумываются о том, что представляют своим лицом огромную монолитную породу корреспондентов. И эту проблему не профсоюз решит, а отцовский ремень, намекающий на какие-то границы аморальности.

Особенно повеселил комментарий председателя о задаче профсоюза: «создание нормальной среды для творческой реализации». Для журналиста не бывает ненормальной среды. В противном случае имеет смысл задуматься – журналист ли он вообще? Мы далеко ушли от цензурных оков советской эпохи – мы имеем возможность свободно говорить о многих сторонах нашей жизни.

На данный момент, в противовес «повышению социального статуса», радует только желание профсоюза проводить тренинги, семинары, журналистские школы и так далее. Образование, как-никак еще никому не навредило, а нехватка его в региональном профессиональном сообществе остро ощущается».