Павел Астахов оценил инициативу Ландо о полном запрете на усыновление русских детей иностранцами

Оценить
Павел Астахов оценил инициативу Ландо о полном запрете на усыновление русских детей иностранцами
Фото Денис Юлин
Детский омбудсмен рассказал, что соглашение с США по предоставлению информации об усыновленных российских детях не работает.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов сегодня на пресс-конференции прокомментировал возможный запрет на усыновление детей иностранцами. С таким предложением сегодня на совещании в региональном правительстве выступил председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо.

По словам Астахова, сейчас все к этому идет. «Условия для этого создаются. В Саратове вы немного отстаете по этому вопросу. Есть Пермский край, который устраивает 94% детей, оставшихся без попечения родителей в Россию. Мы дошли до того состояния, когда одно начало мешать другому. Мне рассказывают, что русские родители, которые уже были готовы взять ребенка, оставались у разбитого корыта. Люди по 4-5 месяцев собирали справки, а за 3-4 дня ребенка у них перехватили американцы. Опека часто мурыжила русских родителей, чтобы «продать» перспективного ребенка американцам. Ни для кого не секрет, что за счет этого кормились многие. Это бизнес. Американцы платят огромные деньги – от 50 до 150 тысяч долларов за ребенка. Когда система паразитирует сама на себе, победить ее невозможно», - подчеркнул Астахов.

В качестве примера он привел тот факт, что Диму Яковлева родителям показали за месяц до того, как он был признан сиротой. «Сказали, вот ребеночек. Нравится? Через месяц будет сиротой, забирайте, - рассказал Астахов. – Американцы могут усыновить детей только после того, как русские от них откажутся. Наши проверки показывают, что от многих детей никто не отказывался. У нас есть доказательства того, что так и было. Те семьи, которые отказывались, даже не знают о том, что им показывали. Не закрыв это, мы не сможем исправить ситуацию».

Детский омбудсмен также сообщил, что соглашение с США по предоставлению информации об усыновленных российских детях сейчас фактически не работает. «У нас за последние годы около 1000 детей в США просто исчезли. Мы не знаем где они. Это при том, что существует обязанность сдавать отчеты, есть соглашение. Но оно не исполняется. Госдепартамент США говорит, что не может заставить родителей делать это по каким-то религиозным причинам. Приезжает человек, его не пускают, документы не предоставляют. Мою позицию по этому вопросу вы знаете. Я с 2010 года говорил о необходимости хотя бы заморозить американское усыновление. Развитое государство, которое торгует нефтью, газом, не может торговать детьми».

Что касается запрета на усыновление российских детей любыми иностранцами, то по мнению Астахова, в перспективе и он должен быть введен. «У нас 23 миллиона детей, в Америке – 76 миллионов. Они понимают, что делают – ежегодно берут из Китая по 20 тысяч, из Эфиопии – по 10 тысяч, - сообщил омбудсмен. - Мы должны сами брать детей. Почему раньше мы это делали, а сейчас нет? Мы должны придумать механизмы привлечения к этому внимания. Понятно, что сейчас за квартиры и 100 тысяч федеральных денег все прибегут усыновлять. Но надо поощрять достойных – тех, кто усыновлял до этого, а не раздавать квартиры направо и налево».

Стоит отметить, что Александр Ландо, предложивший сегодня запретить иностранцам усыновление российских детей, ранее придерживался несколько иной позиции. «С одной стороны мы лишаемся российского гражданина, - комментировал он идею запрета на усыновление гражданам США в декабре прошлого года. - С другой, иностранцы забирают детей-инвалидов, которых у нас никто не брал. Для детей это лучше. Была девочка российского происхождения на Паралимпиаде, которая взяла несколько медалей, а в России она могла бы никак не состояться. Нужны правила, которые были бы прозрачны, понятны. Таких возможностей я бы не избегал».