Кинокритик Антон Долин: «Мы из стадии катастрофы не выходим»

В субботу, 31 октября, известный кинокритик, дважды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России Антон Долин в рамках фестиваля «Саратовские страдания» прочитал в Доме кино лекцию на тему «Российское кино в контексте мирового: кому и зачем мы нужны?».
Свое выступление он начал с просьбы к зрительному залу провести минуту молчания в память о погибших в падении самолета на Синайском полуострове.
В самом начале встречи журналист рассказал, что за пару дней до лекции был на закрытом совещании у министра культуры Владимира Мединского, на котором обсуждался грядущий Год кино. Долин не без иронии заметил, что само обозначение «Год российского кино», вернее, словосочетание «любовь к российскому кино» почти ничего не значит, поскольку любители русского кино и так любят кинематограф, а если человек любит только российские фильмы, то он, наверное, «тяжелый сумасшедший».
В дальнейшем кинокритик подробно останавливался на значимых в последнее время отечественных фильмах, которые характеризуют состояние российского кино. Например, резонансный «Левиафан» Андрея Звягинцева сумел привлечь к себе внимание массовой аудитории не благодаря шумному успеху на Западе, поскольку премии, по мнению критика, совершенно не влияют на любопытство отечественного зрителя (характерный пример – спокойное отношение к «Белым ночам почтальона Тряпицына» Андрея Кончаловского), сколько потому что стал лентой «прямого действия», которая напрямую обращена к тем людям, которые придут на нее. Выстрелил же фильм потому что оказался универсальной историей для мировой общественности, поскольку в западной критике его сюжет не связывали напрямую с российскими реалиями.
«Из этого делается простейший вывод – главный ключ к тому, чтобы о нас знали и нами интересовались заграницей – это рассказать свою историю так, чтобы она была понятна не только всем, но и говорила обо всех», - подытожил критик и добавил, что прогремевший, но не имевший значительного прокатного успеха фильм «Елена» того же режиссера, не сумел до конца «выстрелить» потому что поднимал не понятную для западного зрителя историю «спасения» от армии молодого человека.
Также ситуацию с российским кино Долин охарактеризовал, неожиданно проведя параллель с выставкой советского авангарда в музее имени Радищева: «Мы гордимся своими иконами и живописью XIX века, которая нам кажется по наивности похожей на живопись европейскую, хотя по-настоящему самобытным русское искусство стало на рубеже XIX и XX веков и в XX веке, когда начал появляться авангард. И мы до сих стесняемся, боимся себе в этом признаться».
Говоря о режиссере Алексее Германе и его сыне, Долин остановился на том моменте, что отец и сын всегда пытались снимать фильмы о том времени, когда они не жили. Их последние работы вроде как отсылают к будущему, но выглядит это будущее, как прошлое, считает критик, и что касается фильма «Под электрическими облаками», то очень символично, что на Берлинском кинофестивале лента получила приз за операторскую работу.
«Это значит, что фильм, и, вообще, русское кино по художественным критериям берут в общую команду, но эта усложненность языка и экивоки, при помощи которых мы пытаемся подобраться к сегодняшней жизни, может быть понятна интуитивно нам, но совершенно непонятна или недостаточно понятна за пределами нашей страны», - ставил диагноз критик.
Приходил Долин в своих рассуждениях и к более горьким выводам: «Мы в отличие от них (остального мира) из этой стадии катастрофы (в кинематографе) не выходим, а постоянно в ней находимся».
Еще один любопытный, по мнению критика, факт то, что как только отечественный режиссер начинает сотрудничать с европейскими или американскими коллегами при съемках, то он попадает в невыгодную ситуацию – фильм перестают воспринимать как отечественный в России (пример – «Фауст» Сокурова), а на Западе он остается специфически русским.
Отдельно Долин «прошелся» по Никите Михалкову, которого считает единственным отечественным режиссером, доказывающим «сомнительный тезис, что русское кино не популярно, потому что в него вкладывается мало денег». Причину прокатных неудач последних фильмов он связывает с тенденцией, захватившей Россию в последние годы:
«Если раньше было важно быть русским, а, значит, быть гражданином мира, сейчас существует ложная оппозиция: либо ты русский и работаешь на «наших», либо ты «ихний» и работаешь на «них». Михалков сделал выбор быть «нашим» и снимать для «наших», наплевав на то, как мир будет это смотреть. Как только он это сделал, мир перестал его смотреть».
«Россия интересна (миру), если вы сумеете найти к ней ключ, придумать ракурс, который покажет то, как мы на самом деле существуем и на что мы похожи – это будет интересно всем. Проблема в том, как найти баланс, чтобы говорить об этом на визуальном языке в кино. Сейчас мало режиссеров, которые даже просто пытаются это делать», - резюмировал в конце лекции Долин.
Напомним, сегодня, 2 ноября, состоится официальная церемония закрытия Двенадцатого международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», который проходит при поддержке Олега Табакова и Аркадия Евстафьева.