На кинофестивале обсудили вопросы инклюзивного образования

Оценить
На кинофестивале обсудили вопросы инклюзивного образования
Фото Константин Халин
Большинство участников дискуссии пришли к выводу о необходимости соответствующей госпрограммы.

Вчера, 31 октября, в малом зале саратовского Дома кино состоялся круглый стол, посвященный проблеме инклюзивного образования (когда дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах). Мероприятие прошло в рамках телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания».

В качестве пищи для размышлений публике были представлены две документальные ленты, посвященные инклюзии, - российская («Свои не свои», режиссер Ольга Арлаускас) и французская («Улисс в компании», режиссер Джонатан Достерт Хензински). Последнюю картину презентовал публике ее продюсер Аликс Караён.

Создатели фильма «Свои не свои» показали, с какими трудностями приходится сталкиваться детям-инвалидам и их родителям, желающим, чтобы их ребенок учился в обычной школе, а также отношение обычных людей к нахождению за партой школьников с ограниченными возможностями.

К их появлению сама школа зачастую не готова: так, например, один из героев картины 13-летний Сергей из подмосковного Раменского с диагнозом ДЦП под давлением директора и педагогов был вынужден перевестись на дистанционное домашнее обучение.

Мать Жанетты, являющейся инвалидом-колясочником, рассказала о возмущении посетительницы бассейна, куда ходила ее дочь.

«Им нужно объяснять, и тогда они поймут, что не надо бояться. Может быть, некоторые думают, что это заразное» - считает Жанетта.

Менее всего общество готово воспринять инклюзивное образование для детей с ментальными особенностями, например, когда за парту с обычными детьми садятся ребята с синдромом Дауна. Однако в любом случае, подчеркивают авторы картины, их положение намного лучше чем, тех несовершеннолетних, которые находятся в интернатах (а не в семье) и мечтают «о папе с мамой».

Зарубежный фильм рассказал об эксперименте по внедрению программы «Улисс» в одном из классов французской школы, где практикуется инклюзия. Ученикам, среди которых были и инвалиды, в игровой форме прививались ценности толерантности. Для этого они разыгрывали сценки из «Одиссеи», описывающую встречу главного героя эпоса и циклопа Полифема. При этом последнего попытались представить не как отрицательного персонажа, некого монстра. Кроме того, каждому была предоставлена возможность побывать в шкуре циклопа, написать альтернативный сценарий мифологического  сюжета для театральной постановки и вырезать «страшного» персонажа из бумаги. Задачей создателей проекта было привить школьникам идею терпимости к «инаковости».

После просмотра фильмов в рамках состоявшейся дискуссии директор фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан» Наталья Коваценко отметила, что реализация инклюзии в школе наталкивается на непонимание родителей учащихся. Они полагают, что права их детей нарушаются и даже пишут жалобы, в том числе в Общественную палату области. Соответствующая информация, сказала выступающая, была озвучена в минувшую пятницу на совещании у уполномоченного по правам ребенка в регионе.

В свою очередь руководитель Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры Анна Рудова обратилась к содержанию российского фильма и заявила, что картина в значительной степени «пригладила» существующую реальность, поэтому «о серьезных проблемах инклюзии практически сказано не было». Например, не были показаны примеры, когда инклюзия не получается или получается не очень хорошо и то, почему так происходит.

Журналист «Газеты недели в Саратове» Анна Мухина добавила, что фильм скорее ставит проблему, вводит в нее. «О том, как получилось, почему не получилось – это тема для нового фильма», - сказала она.

В общей сложности оживленная дискуссия продолжалась более полутора часов. На определенном этапе обсуждения ее участники обнаружили другую проблему: вопрос о необходимости дифференциации детей с теми или иными особенностями на тех, кто может участвовать в программе инклюзивного образования, и тех, кто не может.

Значительная часть времени обсуждения свелась к дискуссии о том, что школы оказались не совсем готовы к приему «детей с особенностями», так как их администрации не хотят нести за них ответственность. Однако участники сошлись в том, что программу нужно реализовывать, а также формировать в общественном мнении позитивное восприятие людей и особенно детей с ограниченными возможностями.