В Саратове философ Александр Секацкий призвал к возрождению внутренней антисоветчины

Оценить
В Саратове философ Александр Секацкий призвал к возрождению внутренней антисоветчины
Фото Константин Халин
По мнению автора, в действительности современного общества опыт «дворников и сторожей» особенно ценен тем, что они жили «с фигой в кармане».

Вчера, 20 сентября, в саратовском баре «Honky Tonk» (Вавилова 44) выступил известный российский философ и писатель, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий. Он прочел авторскую лекцию на тему «Проект советского человека - новая версия».

Как отметил спикер в начале выступления, «советский человек - это тема, которая неожиданно вышла на первый план не только в науках, в ней интуитивно скрывается очень важное и неочевидное».

«Советский человек рассматривался как некая абстракция, которую нужно было озвучивать в идеологических целях. Но по прошествии двадцати лет мы начинаем понимать, что концепт «советский человек» был удивителен и был насыщен реальным политическим содержанием», - сказал Секацкий, добавив, что «антисоветский человек был производной от концепта «советский человек».

Развивая свою мысль, философ отметил, что в первые десять лет после революции попытки реализации проекта нового человека носили продуктивный и прогрессивный характер.

«Победивший пролетариат реализовал очень важную утопию – утопию экспроприации всех монополизмов, в меньшей степени в сфере экономики, в большей – в культуре. Это изъятие дворцов и особняков в пользу литейщиков, которые теперь после тяжелого рабочего дня могли заниматься стихами. И первое время эта идея работала – принцип тотального устранения разделения труда осуществился, что заложило экзистенциальные основы советского человека», - заявил Секацкий. При этом, продолжал он, революционное обновление стремилось добраться «до стволовых клеток социума» и реализовать справедливость на практике, а в обществе в 1920-е годы была «готовность жить с чистого листа».

В указанный период представлялось, что человек был tabula rasa, в которую можно внести любое содержание. Но образ советского человека, который доминирует позже с 1930-х годов и далее, «был чрезвычайно пародийным», это был, безусловно, «лицемерный дискурс» («Советский человек – это то, что выплеснулось из котла коммуны, когда огонь под ним уже потух»), но все равно, настаивал философ, политкорректность западного мира «устроена гораздо круче», и в СССР в конечном итоге «загубили проект советского человека и отдали его на откуп Западу».

«Внутренняя современная цензура намного круче, чем в СССР, потому что не позволяет держать фигу в кармане», - пояснил выступающий, добавив, что сегодня (в западной системе ценностей, которая и внедряется на место в постсоветском обществе) от человека требуется «отсутствие двойного», он должен быть «честен и открыт», например, не просто внешне сочувствовать беженцам и мигрантам, а так думать и чувствовать на деле.  По словам Секацкого, «мы запороли проект советского человека», не освоили моральный кодекс строителя коммунизма, поэтому нам теперь предстоит осваивать моральный кодекс европейца.

Вместе с тем параллельно «лицемерному дискурсу» о советском человеке в СССР 1960-1970 годов и далее до перестройки сложился и существовал «внутренний коммунизм в сократовском смысле». Под этим понятием ученый подразумевает антисоветчиков из числа сторожей, дворников и работников котельных, которые занимались запретными формами искусства на досуге, и которых ненавистное им государство вынуждено было содержать, так как формально они занимались общественно полезным трудом.

«Афиняне, вы меня кормите, а я и впредь буду донимать вас, - охарактеризовал словами Сократа суть такого коммунизма Секацкий. - Внутри котельных можно было заниматься санскритом, писать стихи, и все это сопровождалось явлением глубокого престижа – было престижно гонимым художником». Ошибка этих антисоветских дворников и сторожей заключалась в том, что они полагали: «После крушения ненавистного коммунизма наступит признанность». Но к новым реалиям сумели приспособиться «именно коммуняки», - отметил философ.

Напомним, сегодня, 21 сентября, в 10.00 в XII корпусе СГУ (Вольская 10а, ауд.203) запланирована лекция Александра Секацкого «Событие и катастрофа: структура всякой возможной истории», а в 19.00 в малом зале издательства «Слово» (ауд. 9, этаж 2, Волжская 28) ученый раскроет тему «Миссия пролетариата: краткая история и футурология». Завтра в 12.00 в XII корпусе СГУ (Вольская 10а, ауд. 203) состоится круглый стол «Кризис оригинальности и отказ от авторизации бытия» с участием питерского ученого.