Лекторий «Свободная среда». Доцент университета путей сообщения Фарид Хусаинов рассказал, как снизить расценки на перевозки
В минувшую субботу, 22 августа, в издательстве «Слово» состоялась четвертая лекция от проекта «Свободная Среда». Темой очередной лекции стали железные дороги и альтернативные модели организации отрасли. На этот раз лектором стал приехавший на два дня из Москвы, кандидат экономических наук, доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения и заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава Фарид Хусаинов.
Он рассказал саратовским слушателям о том, как развивались частные железные дороги без участия государства в США и почему Россия в XIX веке сначала шла по «американскому пути» развития железных дорог, а потом круто изменила траекторию. Экономист считает, что главная особенность американской модели - когда в отрасли работает множество вертикально интегрированных компаний, владеющих инфраструктурой, локомотивами и вагонами, то есть компании-перевозчики, конкурируют друг с другом. В США в железнодорожной отрасли работает более пятисот компаний. Европейская модель - это единая инфраструктура и множество компаний, владеющих локомотивами и вагонами, которые осуществляют перевозки по единой сети.
По мнению Хусаинова, отмена государственного регулирования железнодорожных грузовых тарифов привела к значительному снижению их цен. Снижение тарифов запустило «антизатратный механизм» - то есть сокращение неэффективно используемых ресурсов, отказ от нерентабельных видов деятельности, внедрение новых технологий.
«Опыт США демонстрирует, что управление железнодорожной системой может базироваться не только на вертикальном подчинении всех подразделений одному центру, но и на основе горизонтальных взаимодействий независимых друг от друга перевозчиков и собственников инфраструктуры», - пояснил лектор.
Посмотреть лекцию целиком можно на сайте телеслужбы «Открытый канал».