Ветераны САЗ о саратовском самолете Як-3: Владелец музея Задорожного за бесплатно решил взять себе бесценную вещь
Саратовские активисты возмущены тем, что самолет Як-3, после их запросов вызволенный из США, до сих пор не возвращен в Саратов. Об этом в эфире телеслужбы «Открытый канал» рассказали бывший начальник отдела сбыта Саратовского авиационного завода Александр Бернадский и бывший директор музея САЗ Валентин Аристархов.
Напомним, самолет Як-3 был куплен крестьянином Ферапонтом Головатым для летчика Бориса Еремина в 1944 году. Уроженец Саратова летал на нем до 1945 года и закончил Великую Отечественную войну в Берлине. После войны, в 1947 году, самолет Як-3 был передан ОКБ Яковлева.
«Получилось так, что в 1991 году ОКБ Яковлева передало самолет в Америку на четыре года по контракту. Но эти четыре года превратились в 25 лет. Чем он важен для нас, этот самолет? Потому что он приобретен на личные средства саратовского колхозника, подарен саратовскому летчику - Еремину, сделан руками саратовского авиационного завода и тем, что это был именной самолет. Кроме того, летчик Еремин - единственный в мире, кто на именных самолетах не был сбит в воздушном бою и выходил победителем», - отметил Аристархов, по мнению которого Саратов имеет полное право владеть этим самолетом.
В настоящее время самолет находится в частном музее Вадима Задорожного в Подмосковье. По словам Александра Бернадского владелец музея «за бесплатно решил взять себе бесценную вещь». При этом никаких документов на владение бесценным самолетом Вадим Задорожный, по словам саратовских активистов, не имеет.
По словам ветеранов САЗ, ОКБ Яковлева не собиралось заниматься возвратом самолета, поэтому они обратились к депутату Госдумы Ольге Алимовой, которая направила запросы в МИД РФ и управление президента России. В официальном ответе за подписью министра Сергея Лаврова говорилось, что «МИД России поддерживает вариант его экспонирования в Саратове и информировал об этом ОКБ имени А.С. Яковлева».
«Рассчитываем, что по завершении ремонтных работ представители ОКБ имени А.С. Яковлева и Музея боевой и трудовой славы Саратова оперативно согласуют необходимые организационно-технические аспекты и восстановленный Як-3 займет достойное место в саратовской экспозиции», - говорится в ответе МИД.
Саратовские активисты считают, что в ОКБ Яковлева и музее Вадима Задорожного не выполняют данные президенту и министру иностранных дел обещания по возвращению самолета в Саратов. К тому же в Музее трудовой славы было подготовлено специальное место, но подмосковный музей отказывается передавать Як-3.
«Мы назад его взять не можем, а руководство области (по крайней мере мы об этом не знаем) с июня ничего для возврата самолета не сделали. Сейчас первое, что надо установить, это кто его собственник. А это может сделать только наше министерство культуры, которое до сих пор этого не сделало», - отметил Александр Бернадский, подчеркнув, что саратовскому губернатору и министрам нужно постоянно напоминать о самолете Як-3.
Кроме того, по словам бывших работников САЗа, власти всячески пытаются «убрать имя Алимовой с этого дела». К тому же в статье на сайте «Вечерняя Москва» (материал от 19 июля «Мне не гореть на песке» - прим. ред.) заслуги по возвращению самолета приписываются Вадиму Задорожному, отметил Бернадский, которому обидно, что заслуги ветеранов саратовского авиационного завода по возвращению самолета старательно замалчиваются.
По словам ветеранов, министерство культуры Саратовской области в настоящее время полностью прекратило какие-либо переговоры по поводу возврата самолета в Саратов. Также активисты обратились к директору подмосковного музея с просьбой вернуть самолет Як-3 на историческую родину.
Отметим, что директор музея Вадим Задорожный в комментарии «Вечерней Москве» заявил: «Нелегко было вернуть на родину легендарный самолет, но все-таки нам удалось это сделать. Он занял достойное место в основной экспозиции музея. Планируем его отреставрировать и даже сделать действующим, как и многие экспонаты музея».
Ранее в ОКБ Яковлева заявили, что Як-3 Головатого входит в коллекцию натурных самолетов, созданную ОКБ и размещенных в музее техники Вадима Задорожного. Мотивировали это представители ОКБ высокоц посещаемостью музея - более 700 тысяч человек в год и тем, что в Саратове уже есть один самолет Ферапонта Головатого - Як-1.