Суд амнистировал обвинявшуюся в мошенничестве буденновскую правозащитницу, реабилитировав её по одному из пунктов обвинения

Оценить
Коллеги Людмилы Богатенковой предполагают, что дело в отношении главы «Матерей Прикумья» было возбуждено, чтобы провести обыски в её офисе.

Вчера, 1 июля, суд города Буденновска Ставропольского края вынес приговор по делу 73-летней главы правозащитной организации «Матери Прикумья» Людмилы Богатенковой.

Напомним, Богатенкова обвинялась в двух эпизодах мошенничества на общую сумму 900 тысяч рублей. По версии следствия, правозащитница завладела 800 тысячами, принадлежавшими местному жителю Юрию Дубровину, а также заняла и не отдала 100 тысяч Вере Хоребиной. Причем первый потерпевший не подавал в суд иск о возмещении ущерба, а также заявил, что написать заявление на Богатенкову его уговорили сотрудники полиции. Ключевые свидетели обвинения в суд не являлись, а на предварительном следствии свидетельница, заявленная стороной Хоребиной, сообщила, что не видела, как та передавала деньги общественнице.

Как сообщила на своей странице в Facebook председатель саратовского отделения Союза солдатских матерей Лидия Свиридова, присутствовавшая на заседаниях по делу, адвокат Богатенковой Виталий Зубенко сообщил ей, что по эпизоду с Хоребиной суд его подзащитную оправдал и постановил что она подлежит реабилитации. По эпизоду с Дубровиным суд переквалифицировал действия обвиняемой на менее тяжкое обвинение, так как не удалось доказать сумму похищенного, но признал виновной и тут же амнистировал.

«Показательно, что представителей телевидения на оглашении приговора не было. Известно, что ранее краевые СМИ освещали процесс весьма тенденциозно, отмечает Свиридова. – Также в суд на итоговое заседание не явились и потерпевшие. Никаких денежных средств в пользу потерпевших с Богатенковой не взыскано. Совершенно очевидно, что в условиях полного отсутствия доказательств вины правозащитницы власть применила рецепт «и волки сыты, и овцы целы». Однако такой подход вряд ли похож на правосудие». После оправдания по одному из эпизодов правозащитница имеет право на возмещение государством причиненного ущерба.

Стоит отметить, что по делу о мошенничестве в офисе «Матерей Прикумья» прошел обыск. Коллеги Богатенковой считают, что именно необходимость изучить документы организации сподвигла правоохранителей на возбуждение уголовного дела.

«Официальной причиной обыска, согласно материалам дела, стала оперативная информация о том, что там хранятся не только «незаконно полученные от потерпевшего денежные средства, черновые записи, содержащие сведения о мошеннических действиях», но и «предметы, запрещенные к свободному гражданскому обороту, а именно оружие, боеприпасы, взрывные устройства и взрывчатые вещества, наркотические средства и психотропные вещества». Ничего из перечисленного при обыске обнаружить не удалось, более того – не было даже составлено описи изъятых или подвергнутых осмотру предметов, говорят в правозащитной организации», – отмечает издание «Медиазона».

Глава правозащитной организации «Гражданин и армия» Сергей Кривенко, выступавший на суде в качестве свидетеля напомнил, что все события, указанные в деле якобы произошли еще в 2012 году, но заявления были поданы только осенью 2014-го.

При этом в октябре прошлого года Кривенко передал президенту Владимиру Путину полученный от Богатенковой список предположительно погибших и раненых российских военнослужащих, которые, возможно, принимали участие в боевых действиях на востоке Украины.

Сама Богатенкова рассказала, что незадолго до этого к ней в офис пришел «человек в камуфляже», которые передал ей список имен и краткую справку о том, что во время боя под городом Снежное Донецкой области погибли девять и были ранены 11 российских контрактников из 18-й мотострелковой бригады, расквартированной в расположении воинской части №27777 в районе Ханкалы в Чечне. В прокуратуре правозащитнице подтвердили факт гибели российских военнослужащих «при исполнении обязанностей военной службы».

Через три дня после получения главой государства списка в офис к Богатенковой нагрянули с обыском.

«Дело о мошенничестве возбудили, чтобы провести обыск в офисе и выяснить все, что связано со списками и их появлением», – предположила Лидия Свиридова.

Пресс-секретарь сайта «Реальная армия» Вера Писарева предположила, что обыск мог быть инициирован, чтобы найти обращения военнослужащих, которые намеревались разорвать контракты с Минобороны, якобы опасаясь отправки в зону боевых действий на Украине. По словам Писаревой, незадолго до обыска сразу несколько десятков молодых людей консультировались у Богатенковой, рассказывая, что были военнослужащими, которых 25 августа 2014 года передислоцировали на территорию Донецкой области, где они попали под артиллерийский обстрел. «После этого часть контрактников якобы отказались повторно переходить границу», – сообщает «Медиазона», приводя пример одного из обращений, автор которого заявляет, что после того, как он отказался выполнить приказ, был незаконно уволен из рядов ВС РФ.

Богатенкова пояснила, что на основе обращений подала иск в Грозненский суд, но тот отказал в возбуждении дела.

Личные дела таких контрактников, по сведениям Богатенковой, вернулись в военкоматы без предписаний, служебных карточек и записей об увольнении в военных билетах. Из-за этого они не могут быть поставлены на воинский учет, в военкоматах просто не знают, что с ними делать и зачастую обращаются за советом к тем же правозащитникам.

Напомним, в конце мая президент Владимир Путин подписал указ, отнесший к государственной тайне сведения минобороны РФ о потерях во время проведения спецопераций в мирное время.