В Радищевском музее открылась выставка картин Нико Пиросмани

Оценить
В Радищевском музее открылась выставка картин Нико Пиросмани
Фото Анна Недочетова
В экспозицию вошло 24 живописных произведения художника из коллекции Московского музея современного искусства.

Сегодня, 25 июня, в рамках праздничных мероприятию к 130-летию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева в его Гимназическом корпусе на улице Первомайской состоялось открытие первой в Саратове персональной выставки одного из центральных мастеров искусства ХХ века Николая Пиросманишвили, прозванного Нико Пиросмани.

В экспозицию вошло 24 живописных произведения художника из коллекции Московского музея современного искусства. Картины созданы преимущественно в 1910-е годы – наиболее плодотворный период творчества живописца. Картины они делятся на три группы: национальные типажи, анималистическая линия и тема пиршества

Николай Пиросманишвили родился предположительно в 1862 году в крестьянской семье, в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Со второй половины 1890-х активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно.

Пиросмани работал в стиле так называемого «наива», создавая вывески, украшающие духаны. Они составляют существенную часть его работ, как сохранившихся, так и утерянных. На вывесках присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками. Очень часто они выполнены на чёрном фоне. Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов.

В 1912 году творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова – братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.

Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В 1913 году Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок». В том же году в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В 1916 году было решено пригласить Пиросмани во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины, что не сказалось на финансовом состоянии художника, скончавшегося в Тифлисе в 1918 году от голода и болезни.

Наиболее значительные собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси и Московском музее современного искусства.

Также состоялось открытие уникальной выставки европейского искусства из частной коллекции.

Генеральный директор музея Тамара Гродскова отметила, что количество людей, пришедших на открытие выставок говорит о том, что искусство людям нужно.

«Это непреходящая ценность. Это будет всегда ценно и всегда интересно. Около этих работ хочется постоять, посмотреть, как-то принять их в себя», – заявила она.