Опрос населения: За год в стране резко выросло количество бедняков, но и богачей стало больше
За прошедший год в России резко выросло число жителей, которым не хватает доходов на самое необходимое. Такие результаты всероссийского опроса населения опубликовала компания «Национальное агентство финансовых исследований».
Как выяснилось, в апреле этого года 7% опрошенных граждан заявили, что едва сводят концы с концами, и денег им не хватает даже на покупку продуктов. Год назад доля таких ответов составляла только 3%.
Также заметно выросло число россиян, которым их денег хватает на продукты, но даже покупка одежды вызывает затруднения. В прошлом месяце такой ответ на вопрос социологов дал каждый четвертый респондент, тогда как в прошлом году их доля составляла 18%.
Основная часть населения страны может себе позволить приобретение продуктов и одежды, но при этом испытывают затруднения в приобретении товаров длительного пользования. В этом году доля таких потребителей составила 41%, в прошлом году их насчитывалось 55%.
При этом, судя по опросу, часть россиян за год не только не обеднела, но и прибавила в доходах. Так, каждый четвертый ответил исследователям, что его семья может без труда приобрести товары длительного пользования. Этот показатель стал самым высоким за 11 лет проведения опроса (в прошлом году - 21%). Кроме того, 3% респондентов сообщили, что могут позволить себе покупку квартиры или дачи. Такая доля ответов также стала самой крупной с 2004 года (в прошлом году - 2%).
Совершенно другие результаты исследования социологи получили в Москве. Так, в столице не нашлось и процента жителей, которым не хватает на еду, только 3% с трудом зарабатывают на одежду, и 31% испытывает трудности при покупке товаров длительного пользования. При этом 53% респондентов-москвичей сказали, что с данными товарами проблем не испытывают, а 11% могут позволить себе и дорогостоящие покупки вроде квартир.
«Повышение цен, зафиксированное в конце 2014-го и в первом квартале текущего года, безусловно, не могло не затронуть категорию граждан с низкими доходами. В первую очередь, это связно с тем, что потребительская корзина представителей этой аудитории формируется из товаров «бюджетных» марок. Другими словами, часто люди оказываются в ситуации, когда не могут сэкономить на продуктах питания или одежде, потому что и так приобретают их, ориентируясь на низкую стоимость, - комментирует результаты опроса руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова. - Также не стоит забывать, что именно эта категория населения характеризуется самым высоким уровнем закредитованности, и многие заемщики фактически не могут обслуживать те кредиты, которые были оформлены в более благополучный для них период».
Стоит отметить, что еще более пессимистичные результаты исследования потребительских настроений россиян под заголовком «Российские потребители обновили антирекорд» опубликовала компания Nielsen. По данным экспертов, впервые за историю наблюдений в России об отсутствии свободных денег заявила почти пятая часть потребителей (18%) – в кризисном 2009 году значение колебалось в пределах 4-7%.
«Те россияне, у которых средства после расходов на самое необходимое все же остаются, продолжают тратить их, в первую очередь, на одежду (36%), выплату долгов (31%) и развлечения вне дома (28%), - констатируют авторы исследования. - Сберегают свободные деньги сегодня 29% потребителей. Инвестиции в ценные бумаги (4%) и перевод денег в пенсионные фонды (3%) остаются самыми непопулярными статьями расходов».