Минфин предлагает дать регионам право лишать бизнес упрощенных систем налогообложения. Комментарии саратовских политиков и предпринимателей

Оценить
Негативные последствия увеличения налоговой нагрузки коснутся около 580 тысяч организаций и 220 тысяч субъектов малого предпринимательства.

Минфин РФ внес в правительство законопроект, дающий регионам возможность ограничивать доступ малого бизнеса к льготным режимам налогообложения, сообщила вчера, 9 октября, «Коммерсантъ». Согласно проекту, для мелких компаний и предпринимателей, работающих в сфере торговли, общественного питания и недвижимости, пороговые показатели, необходимые для получения права на упрощенное налогообложение и патент, решением субъекта РФ могут быть снижены в десять раз. Документ рассмотрят быстро и с высокой вероятностью отвергнут, пояснили РБК два источника в кабинете министров.

Вдохновителей появления законопроекта ранее называл глава минфина Антон Силуанов, сообщивший, что с предложениями о повышении собираемости налогов с малого бизнеса в правительство обратились губернаторы. Регионы жаловались, что достаточно крупные компании, прежде всего торговые, дробятся ради получения льготных налоговых режимов.

Сейчас на упрощенную систему налогообложения (уплата 6% с доходов с освобождением от налога на прибыль или НДФЛ, от налога на имущество и НДС) имеют право организации и индивидуальные предприниматели с доходами не более 60 миллионов рублей в год, с остаточной стоимостью основных средств до 100 миллионов рублей и средней численностью работников не более ста человек.

Законопроект предлагает предоставить регионам право уменьшать эти пороги, но не более чем в десять раз. Поправки коснутся предпринимателей, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, оказывающих услуги общественного питания и осуществляющих операции с недвижимым имуществом (включая его сдачу в аренду).

По данным организации «Опора России», негативные последствия увеличения налоговой нагрузки коснутся около 45% юридических лиц (580 тысяч организаций) и 19% индивидуальных предпринимателей (220 тысяч субъектов). Письмо с просьбой учесть свою позицию «Опора» направила на имя Антона Силуанова, сообщает РБК.

Те компании и ИП, которые покинут круг льготников, вместо «упрощенки» должны будут уплачивать 20-процентный налог на прибыль или НДФЛ, налог на имущество (2%), земельный налог (от 0,3 до 1,5%) плюс полные страховые взносы (30%). Проблему дробления новые правила не отменят, считают в «Опоре»: недобросовестные налогоплательщики просто раздробятся на более мелкие компании.

Павел Большеданов, заместитель председателя правительства Саратовской области:

«Дробление бизнеса - это не придумки губернаторов, это факт, который есть на самом деле. Поэтому если нам отдается право, мы будем регулировать, какие пороги, во сколько раз снижать, для кого. Хотя любой закон силен не тем, что он есть, а тем, как его исполняют, мониторят и заставляют исполнять соответствующие органы. Самое главное - это исполнение. Дробление - это процесс. За ним никакого мониторинга не ведется. Хотя мы говорим о том, что мы занимаемся оффшорами, это все предмет отслеживания финансовых потоков. Если финансовые потоки в нашей стране не отслеживаются, это один из немногих приемов, с помощью которых налоговая база регионов останется, скажем так, в равновесии. По большому счету, надо отслеживать и дробление бизнеса, потому что есть изначальные точки, где бизнес не был раздроблен, а потом пошел дробиться. Если налоговая инспекция сможет все это дело отследить, то никаких законопроектов не надо будет. Если она не сумеет этого сделать, то возникают такие законопроекты.

Необходимо учитывать, чтобы и бюджет не пострадал очень сильно, и, самое главное, чтобы бизнес не пострадал, потому что когда бизнес страдает, то он придумывает какие-то совершенно новые ходы и потому уходит в небытие или «в черную» работает, и никаких налогов вообще нет. Здесь должно быть «золотое сечение», которое сохранит и одни интересы государства, и другие интересы государства такие, как поддержка малого и среднего бизнеса. Нам же отдают на откуп. Мы обязательно должны будем с бизнес-сообществом встречаться, прорабатывать эти механизмы».

Максим Фатеев, председатель Торгово-промышленной палаты Саратовской области, бизнес-омбудсмен региона:

«Наверное, те, кто дробили (бизнес), они так и будут дробить, только дробление будет еще большим. Я думаю, что эти меры, в любом случае, не сильно продуманы. В нелегкие времена экономических спадов надо наоборот давать бизнесу, особенно малому, возможность быстрее развиваться, открываться, осваивать новые ресурсы и проекты. Если мы говорим о самозанятости, о снижении уровня пороговой черты бедности, безработицы, то именно вопрос самозанятости при таком подходе развиваться будет с большим трудом. Это называется опять через тернии к звездам. Поэтому я весьма скептически отношусь к такому предложению.

На уровень регионов надо отдавать как можно больше полномочий. Вроде бы они отдают эти полномочия, отчитаются о том, что передали полномочия регионам, но пользы большой это регионам не принесет. Это мое личное мнение человека, который давно этим занимается».

Галина Рабовер, индивидуальный предприниматель:

«Это будет большой проблемой и сильным ударом даже по удержанию бизнеса на имеющемся уровне, не говоря уже о том, чтобы этот бизнес развивать. Вместе с тем у меня больше вопросов вызывает сам механизм осуществления этого законопроекта. Сейчас отменены кассовые аппараты, и, хотя мы их принимаем, в наших кассовых аппаратах мы не обязаны устанавливать ЭКЛЗ [электронная контрольная лента защищенная]. Это блок, который с определенной частотой должен был меняться, и стоит денег. А это все дополнительные расходы. Если хотят увидеть, имею ли я право применять упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, они должны узнать, какой у меня оборот. Я должна это как-то подтвердить. На этой почве, я полагаю, предпринимателей ожидает много неприятностей».

Алексей Лукьянов, политик, бизнесмен:

«Если перевести эти инициативы на понятный язык, то мы видим следующее. У губернаторов, привыкших с протянутой рукой решать финансовые проблемы своих регионов за счет федеральных денег, налоги уплывают в центр. В стагнирующей экономике им дают все меньше денег и больше хотят налоговых поступлений. Ход минфина понятен - брать по максимуму со всех, кому приходит мысль заниматься бизнесом. Даже с самых незащищенных слоев населения. Это может привести к тому, что налоги вообще перестанут платить».