Коней на переправе. Стоит ли ожидать кадровых перемен во властной вертикали
«Система замерла в ожидании. Элиты переливают из пустого в порожнее, пытаясь создать самим себе ощущение бурного процесса подготовки масштабных кадровых перемен. Администраторы сторонятся всего, что могло бы сделать их источником информации. Прислушиваясь к скрипу дверей и шелесту шин, эксперты создают себе репутацию. И только публика ни о чем не догадывается. Ей все равно».
Сначала обратили внимание на премьер-министра Михаила Мишустина. Ему прочили место главы Центробанка, дескать, нынешняя глава ЦБ Эльвира Набиулина устала и ее отпустят на покой. Потом эти разговоры стихли.
Активно провожали в Москву на повышение двух губернаторов – нижегородского Глеба Никитина и калининградского Антона Алиханова. Пресс-секретарь Алиханова уже опроверг эту информацию.
Недавний арест заместителя министра обороны Тимура Иванова тут же породил слухи о грядущей отставке Сергея Шойгу. Ведь Иванов не просто один из двенадцати замов министра обороны, но старый соратник Шойгу – они работали вместе еще в те времена, когда Шойгу был губернатором Московской области, а Иванов – заместителем председателя областного правительства. Но многие уверены, что с Шойгу ничего не произойдет. Например, близкий к Кремлю политолог Сергей Марков пишет: «Шойгу с катастрофического 2022 года сделал новую армию, которая отразила наступление ВСУ в 2023. И в 2024 уже наступает. Шойгу совершил управленческий подвиг. Пруф: специально подчёркнуто, что Шойгу был заранее, до ареста, проинформирован об аресте».
На вопрос, почему боеспособную армию пришлось создавать во время вооруженного конфликта, а не до него, кто в этом виноват – Сергей Марков не отвечает.
Вообще ожидание кадровых перемен и наивная надежда, что после этого жизнь улучшится, – давняя национальная традиция. Хотя перемены становятся все реже и не приводят к желаемому результату. Люди продолжают ждать и надеяться.
И почему ждать ротации именно сейчас? Владимир Путин оценил работу правительства в этот непростой период на «удовлетворительно». Не отлично, не хорошо, но вот именно так, можно считать, на «троечку». Но ведь троечников не выгоняют из школы. Вдруг подтянутся, исправятся.
К тому же любая отставка чиновника не должна выглядеть уступкой народному мнению. Провалили в Саратове реконструкцию оперного театра и трамвайных маршрутов. Народ возмущается (в интернет-чатах) и требует серьезных мер. Что же теперь снимать губернатора? Заморозили в начале года половину Подмосковья, кто оказался виноват? Никак не начальники, а нашли незаметных стрелочников. Или наводнение в Оренбургской области, к которому местное начальство оказалось абсолютно не готово. Так что же – принимать кадровые решения? Тогда народ начнет требовать наказания виновных после каждой коммунальной или природной катастрофы.
Отсутствие ротации вполне предсказуемо и понятно, ведь работать в привычном, давно сложившемся коллективе очень комфортно и удобно, люди понимают друг друга часто даже не с полуслова, а с полувзгляда. А если коллектив складывается долгие годы, именно так и получается.
Но это эффективно работает чаще всего лишь ограниченное время, а затем приводит к накоплению проблем взаимодействия и снижению эффективности.
Еще один аргумент против ротации. Система власти настроена на консервацию самой себя. Власть полностью устраивает сама себя. Зачем ей новые люди? К тому же власть по объективным причинам стареет. В такой период времени намного приятнее быть в своем окружении - одного возраста, с общим видением проблем, подходами и интересами.
Наконец, в ротации должен быть какой-то смысл. Не просто замена одного министра на другого, но ради чего? Предположим, новый министр - человек передовых взглядов, проводник прогресса. Но нужен ли такой возмутитель спокойствия в системе, которая настроена на стабильность, лояльность, предсказуемость?
В целом же представляется, что многие политологи преувеличивают желание народа кадровых перемен и даже народную заинтересованность в этом процессе. Власть и народ давно живут в параллельных мирах и стараются друг друга не беспокоить. Чем обе стороны и довольны.