Эксперт предупредил о риске дефицита бензина в России
Из-за санкций Запада процесс ремонта российских нефтеперерабатывающих заводов существенно осложнился, а недавние атаки украинских беспилотников по НПЗ привели к сокращению выработки. Об этом в своей колонке для Forbes написал эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
«В неплановые ремонты выведено 8,2% мощностей первичной переработки на технологически сложных НПЗ, работающих в основном на внутренний рынок, — замечает аналитик. — Это ограничивает выпуск всех видов нефтепродуктов на НПЗ — ведь «на вход» должно быть подано меньше нефти, и пропорционально этому снизится производство конечной продукции».
По мнению Кондратьева, предприятия могут найти выход из ситуации, но многое будет зависеть от возможности доставки нефтепродуктов по железным дорогам. Автор напомнил, что в прошлом году поставки нефтепродуктов занимали 15-20 суток вместо положенных 8-10, а на Дальнем Востоке сроки ожидания оплаченных нефтяных грузов превышали нормативы в разы.
«Этим летом все может повториться, даже несмотря на запрет экспорта бензина, введенный на срок с 1 марта по 31 августа, который должен увеличить доступные для российских потребителей ресурсы», — предупредил он.
Другой проблемой эксперт назвал глубину внутреннего рынка.
«За последнее десятилетие в России была создана развитая система биржевой торговли нефтепродуктами, формирующая четкие рыночные сигналы, — объяснил он. — Но сейчас на бирже торгуются в основном товарные нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизтопливо, мазут), и если компаниям придется идти по пути дозагрузки мощностей одних НПЗ за счет покупки полупродуктов (прямогонного бензина, прямогонного мазута и др.), потребуется более сложная система ценообразования, включающая и эти нефтепродукты (…) многое было сделано, но, например, цены на нефтепродукты на внутреннем рынке по-прежнему привязаны к мировым ценам, а модернизация и ремонты для многих игроков становятся все более сложной задачей».
Выходом из ситуации Кондратьев считает увеличение кооперации НПЗ, минэнерго РФ и крупнейших потребителей. «Такая политика предполагает общий подход к разработке необходимых технологий и оборудования, объединение усилий по параллельному импорту комплектующих и координацию в обеспечении внутреннего рынка топливом», — отметил автор.