Депутат на выкладке товаров. Магазины хотят обязать продавать отечественные электронику и косметику в приоритетном порядке

Сначала предполагалось, что министерство промышленности и торговли определит наименования товаров, производимых в России, и их необходимую долю в ассортименте ритейлеров. Позже в законопроект добавили обязанность для интернет-магазинов при поисковой выдаче первые 50 строк отдавать российским или белорусским товарам, Речь шла о бытовой химии, косметике электронике и нескольких других группах товаров. В октябре документ был направлен в правительство. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 марта 2024 года.
Теперь внимание — автором законопроекта является депутат, первый заместитель председателя комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. Буцкая, кстати, по образованию врач-педиатр. И причем здесь ритейл? Беда, коль пироги начнет… и так далее.
Если же вспомнить предыдущие инициативы этого депутата, начинает казаться, что она забрела, скажем так, не в свой огород. Во второй половине прошлого года Буцкая последовательно предлагала ввести в школах предмет «Семьеведение» с лозунгом «Смирение выше любви». Следом взялась за детские игрушки: боролась с «плюшевыми монстрами» Хагги и Вагги; предлагала проверять детские игрушки на предмет «духовно-нравственной идеологии и пропаганду ЛГБТ». Наконец, Татьяна Викторовна — автор нашумевшего в свое время и благополучно забытого сейчас законопроекта «о девочке Пете и мальчике Наташе», предлагавшего запретить называть мальчиков девичьими именами и наоборот.
Вполне возможно, что если бы в мире ритейла знали подробности о законотворческой деятельности Буцкой, там бы не так обеспокоились. А тут еще заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов добавил тумана, заявив, что в законопроекте нет указания на конкретные группы товаров, а «объем квот» определят эксперты отраслевого сообщества, включая производителей и ритейлеров. «Существенными факторами станут количество устойчивых отечественных брендов и их способность к масштабированию производства». Сама Татьяна Буцкая утверждает, что документ не коснется ценовой политики торговых сетей, никакого подорожания товаров ждать не стоит.
Цель законопроекта — поддержать отечественных производителей, причем начать реализацию планируют с тех категорий, в которых российские товары представлены в достаточной мере. Этот подход будет способствовать поддержке отечественного производителя и технологического суверенитета нашей страны, считает Буцкая.
Все товары на рынке разобьют на российские и иностранные. Наши товары — это те, которые сделаны в РФ, причем владельцами производств должны быть россияне или белорусы, а бренды товаров — принадлежать гражданам РФ. Норма распространяется не только на стационарную розницу, но и на онлайн-торговлю.
Доля отечественной продукции должна быть не менее 50 процентов или 50 первых карточек товаров в поисковой выдаче. Первыми квоту получат бытовая химия и косметика: по экспертным оценкам, на долю отечественной продукции в этих сегментах сейчас приходится до 30 процентов.
Не находите, что уже наметилась определенная дискриминация импортных товаров: наших — 30 процентов, но они должны занять половину прилавка.
Появление Татьяны Буцкой в мире ритейла и ее инициатива встретила осторожное (пока) сопротивление представителей этой области бизнеса.
Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов считает, что российские товары и так пользуются спросом. «Поэтому мы не видим необходимости подобного регулирования».
«Текущая версии законопроекта — это, в первую очередь, попытка вмешаться в поисковую выдачу, которую интернет-магазин генерирует по запросу покупателя, — уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли (входит Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и другие) Артем Соколов, — и это существенный негативный фактор для маркетплейса.
Если клиент хочет купить iPhone, а ему первые 50 результатов поиска будут предлагать не то, что указано в запросе, а то, что будет соответствовать требованиям закона, клиент просто уйдет с площадки», — добавил он.
Соколов считает, что необходимо дать участникам рынка возможность самим выбирать оптимальные способы продвижения, не разрушая маркетинговые и рекламные модели бизнеса. Одним из способов он называет фильтрацию товаров по их происхождению и создание специальных разделов на сайтах.
«Люди совершают покупки, выбирая то, что их больше всего устраивает, руководствуясь критериями привычности, качества, цены, своих материальных возможностей и вкусовых предпочтений, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — И я не думаю, что новая мера каким-либо образом отразится на товарообороте через офлайн-магазины. Что касается непродовольственных категорий, таких, как бытовая техника и электроника, они почти сплошь иностранного производства. Как к ним применимы новые нормы? Если же говорить об онлайн-торговле, никто опять же не запретит поисковую выдачу по возрастанию (или убыванию) цены или иным критериям: выбор у потребителя есть всегда. Хотя, конечно, дополнительные заморочки могут отвратить часть потребителей от пользования интернет-магазинами, — считает Петр Шелищ. — Непонятно, как все это администрировать: что, инспекторы Роспотребнадзора будут ходить по торговым точкам с рулеткой и смотреть, сколько сантиметров занимают на прилавке отечественные консервы, а сколько импортные? В общем, это проявление депутатского патриотизма едва ли найдет отклик у людей. Лучше бы государство думало о том, как произвести больше самих российских товаров, причем конкурентоспособных. И тогда, уверяю вас, место на полке им будет гарантировано и так.
Мы в соцсетях собрали несколько отзывов постоянных клиентов маркетплейсов. Нельзя сказать, что они испытывают тревогу, но то, что возникнут определенные неудобства, признают.
«Это доставит некоторое неудобство. Придется пальчиком больше пошевелить и пролистать эти первые 50 товаров. А так-то я не дурак, смотрю, что покупаю, и на производителя, в том числе. Сам проект забавляет. Российская электроника — звучит многообещающе…»
«Не понимаю ажиотажа — закон, по сути, ничего не улучшает и не ухудшает. Зато депутатка может записать на свой счет участие в укреплении технического суверенитета».
«За два клика можно в поисковой выдаче добраться до нужных товаров. Я бы предложила для российских товаров сделать отдельный список — может, кто-то хочет купить наши товары, и такой список им пригодится».
«На мою жизнь новый закон никак не повлияет. Я обычно покупаю на Ozon книги (они и так российские), твердые шампуни (тоже Россия) и бытовые мелочи (может, они и китайские, но кто же признается, налепят наклейку Made in Russia, и готово».
«Идея вывода на первые позиции отечественной продукции на маркетплейсах мне кажется популистской. Во-первых, что будет считаться отечественной продукцией? Как оказалось, производить эти товары в России не обязательно.То есть на первые позиции действительно отечественные товары не всегда будут попадать, как это происходит и сейчас.
Если же эти товары не пользуются спросом из-за своего не самого лучшего качества, то фактически законодательно будет нарушаться конкуренция, а потребители от этого только проиграют».
«Вообще странно осознавать, что российским товарам на российских маркетплейсах нужны депутаты, чтобы оказаться на первом месте в поисковой выдаче. Этот закон больше похож на популизм, чем на реальную меру поддержки. Хотя, возможно, это превентивные меры перед выходом на популярные российские маркетплейсы напрямую производителей и продавцов из Китая».
«Меня как пользователя протекционизм не смущает, я могу и пролистать первые две страницы и найти там что-то интересное. Одежду я сейчас покупаю исключительно российских производителей, например».
Теперь вроде бы на другую тему, но по факту на ту же. Вице-спикер ГД Владислав Даванков заявил: «…в весеннюю сессию я внесу законопроект о серийных доносчиках. Осенью называл его «закон Мизулиной» — так и оставим».
Партия «Новые люди» хочет ввести понятие «извлечение медиаэффекта» — если человек пишет заявления ради шума в СМИ и соцсетях — это сознательное доносительство ради пиара. Главная цель инициативы — ограничить возможности людей и организаций, которые строят на доносах системную PR-работу.
Но встает вопрос, а что делать с теми политиками, депутатами, прежде всего, которые ради «извлечения медиаэффекта», ради пиара придумывают законопроекты, а потом еще лоббируют их освещение в СМИ? Может, их тоже надо как-то наказывать? Тем более что примеров множество. Закон о торговой полке — один из этих примеров.