Проститутки, «сотрудники ФСБ» и муж на час. Кем теперь прикидываются мошенники ради обмана россиян
В августе 2023 года правительство РФ одобрило самозапрет для граждан на кредитование после миллионов случаев мошенничества с оформлением кредитов. Также в этом году полиция Саратовской области стала чаще ловить денежных курьеров, которые работали на мошенников. Однако, согласно статистике региональной прокуратуры, каждое второе зарегистрированное преступление связано с хищением чужого имущества, в том числе мошенничествами. Звонки из банков остаются популярными, а мошенники продолжают находить новые уловки, чтобы выманить деньги у россиян.
Ранее редактор ИА «Свободные новости» Мария Алексашина описала восемь схем мошенников.
На этот раз «Свободные» собрали еще восемь уловок, которыми пользуются мошенники сейчас.
1. Фейковые аккаунты чиновников в мессенджерах и звонки из «ФСБ»
В этом году стал актуален еще один способ обмана, затрагивающий не только пенсионеров и других горожан, но и чиновников.
Схема: Мошенники создают фейковый аккаунт чиновника или депутата и пишут с него гражданам. Рассказывают, что с ними скоро свяжутся сотрудники ФСБ, а затем выманивают деньги.
Так, например, недавно председатель Саратовской областной думы Михаил Исаев в очередной раз пожаловался на аферистов и даже показал, как они действуют. Получается, что человеку (видимо, подопечному председателя облдумы) пишет «Исаев» и сообщает, что скоро с ним должен связаться другой собеседник — «сотрудник министерства юстиции» или оперативник ФСБ. Новый собеседник якобы нашёл какие-то нарушения при оформлении документов сотрудников думы. Сообщения выглядят вполне себе грозно, вполне вероятно, что работник, который их видит, поначалу может растеряться и поверить в обман.
Примечательно, что многие саратовские чиновники не рассказывают о целях, которые преследуют взломщики, но догадаться не составляет труда. Так, депутат Саратовской городской думы Александр Гришанцов заявлял, что с ним связывался фейк председателя заксобрания — Сергея Овсянникова. Гришанцов вел продолжительную беседу с аферистом, пытаясь вывести его на чистую воду. В итоге депутат, видимо, начитавшись новостей о мошенниках, действующих с территории Украины, решил поговорить с собеседником на суржике (бытовом языке, который возник в результате слияния русского и украинского). Заметив, что «Овсянников» слов не понимает, Гришанцов предположил, что аферист — местный человек, который мог «обработать всю думу». А ещё он предлагал депутату пересечься около памятника Радищеву, но до встречи так и не дошло.
Предположить, что конечная цель мошенников — получение от чиновников денег — также можно благодаря новостям из других регионов, где возникла аналогичная проблема. Например, в сентябре главе правового управления префектуры юго-восточного административного округа Москвы Валентине Астапенко написал фейк её начальника — префекта Андрея Цыбина. Собеседник запугал чиновницу возможностью звонка от представителя ФСБ, тот действительно почти сразу же набрал Астапенко и заявил, что на её имя пытается оформить кредит мужчина, находящийся в розыске. Дальше действовала уже классическая схема — столичная чиновница пошла в банк и взяла в кредит 9 миллионов рублей, чтобы помочь в поимке преступника. Женщина перевела эти деньги и 1,3 миллиона из своих сбережений аферистам, а поняла, что её обманывают, лишь после того, как мошенники попытались отобрать у неё еще и квартиру.
Что делать: Полицейские советуют блокировать аккаунты в мессенджерах всех, кто пишет вам от имени чиновников и предлагает принять участие в сомнительных действиях. Кроме того, настоящие сотрудники ФСБ тоже не звонят на личные номера и не присылают на них сообщения, так что их следует отправлять в блок. Главное в подобных ситуациях — сохранять трезвую голову, а ещё, по возможности, связываться с теми, чьи фейки создали, и предупреждать их.
2. Запугивание взломом базы персональных данных
Про это схему мы узнали, благодаря коллеге, журналистке «Свободных». Недавно ей позвонил «сотрудник ФСБ», который рассказал, что мошенникам продали базу с личными данными более 120 тысяч человек. В ней была информация о серии и номере паспорта, а также данные банковских карт.
Схема: «ФСБшник» рассказал, что журналистка как раз проходит потерпевшей по такому уголовному делу — её данные заполучили аферисты, а ещё добавил, что курирует расследование Центробанк. «Силовик» якобы пытался помочь девушке — активно расспрашивал, когда она последний раз ходила в МФЦ и банк. Делал он это для того, чтобы в дальнейшем предложить ей назвать банковские данные — для сверки с той информацией, что заполучили аферисты.
Очевидно, что, узнав номер карты и три последние цифры с её оборота, собеседник мог бы оформить на журналистку многомиллионный кредит, но девушка оказалась умнее и сбросила трубку, оставив злоумышленника ни с чем.
Важно рассказать о манере общения «ФСБшника». Как и все мошенники, он был настойчив, долгое время не поддавался на провокации в виде насмешки. Например, наша сотрудница говорила, что у неё нет банковских карт, а всеми сбережениями руководит муж. В ответ на это аферист настаивал, что у него есть данные о том, что девушка — клиентка «Сбербанка». Видимо, он рассчитывал угадать, называя самый популярный банк в стране.
Что делать: Важно помнить — никакие процессуальные действия силовики по телефону не проводят. И уж тем более нельзя раскрывать банковские данные незнакомцам, если бы они даже потребовались настоящим ФСБшникам, пришлось бы делать официальный запрос в банк.
3. «Помоги выиграть в конкурсе и проголосуй»
В октябре МВД рассказало о ещё одной схеме мошенничества — она связана с голосованием за участника какого-нибудь конкурса.
Схема: Как правило, аферисты делают рассылку — пишут, что их родственник очень хочет одержать победу, но для этого ему необходима поддержка других пользователей.
Поверив, человек переходит на страницу голосования, где предлагается пройти дополнительную аутентификацию. На самом деле, таким способом аферисты получают доступ к устройству пользователя, они подключаются к нему с помощью других девайсов (телефонов или компьютеров) и получают всё, что их душе угодно — фотографии и видео, аккаунты в социальных сетях, банковские приложения.
Затем мошенники пишут вашим контактам — просят оказать финансовую поддержку в какой-нибудь сложной ситуации, например, говорят, что заболел родственник. При этом аферисты высылают данные своих банковских карт и так способом собирают крупные суммы.
Что делать: Для начала достаточно позвонить тому, кто якобы попал в беду, и спросить у него напрямую. Так вы предупредите человека о взломе аккаунта, а он, в свою очередь, поменяет пароль.
«Чтобы обезопасить себя, ни в коем случае не вводите полученные через мессенджер коды подтверждения на каких-либо интернет-сайтах. Регулярно проверяйте в настройках, с каких именно устройств происходит доступ к вашему аккаунту. Посторонние устройства необходимо немедленно отключить», — дали ещё один совет в МВД.
4. «Ваш аккаунт на «Госуслугах» взломан. У мошенников есть доступ к вашим данным»
По словам пострадавших, им приходит предупреждение в приложении «Госуслуги» о том, что их аккаунты взломаны. Затем мошенники звонят и подтверждают эту информацию. При этом они могут представиться сотрудником федеральной службы по финансовому мониторингу или сотрудником Центробанка, или Госуслуг,
Схема: Сообщение о взломе аккаунта они используют как новый способ вызвать доверие и страх, ведь «Госуслуги» кажется таким надежным государственным сервисом. Дальше мошенники действуют по традиции: говорят, что на вас оформлен кредит, рекомендуют срочно прийти в банк, снять деньги, и перевести их на «специальный» расчетный счет.
Второй вариант — мошенники присылают коды для восстановления профиля, а уже потом «сотрудник Центробанка» убеждает оформить кредиты, «чтобы отследить утечку персональных данных».
Третий способ — уговаривают предоставить им удаленный доступ к вашему телефону через специальную программу. Потом вы просто обнаружите списание по карте. В министерстве цифрового развития РФ также рассказали, что мошенники могут запросить номер телефона, СНИЛС, паспортные данные или другую информацию у пользователя портала, чтобы использовать эти данные в своих целях.
Цель одна — убедить вас сделать переводы, либо позволить им самим получить желанный разовый код и оставить вас без денег.
Что делать: Обратиться на горячую линию Госуслуг по номеру 8-800-100-70-10 или через платформу обратной связи. Расскажите поддержке сервиса про сообщение о взломе. Но даже во время разговора с мошенниками вы можете себе помочь, прервав разговор. Как часто напоминает полиция в своих сводках, «безопасных» и «резервных» счетов не существует, сотрудники банков не просят удаленного доступа к телефону или коды из смс, а сотрудники сайта «Госуслуг» никогда не звонят без заявки гражданина и не запрашивают его данные. Если во время разговора вам предлагают подобное — смело прерывайте звонок.
5. «У вас ремонт? Звоните мужу на час». Еще одна уловка для обмана на сайте объявлений
Недавно клиенты банка ВТБ стали массово сообщать, что их обманывают на сайтах объявлений. После отклика на объявление о помощи в ремонте за деньги, «муж на час» переводит диалог в мессенджер. Там для правдоподобности он уточняет, что ему придется ремонтировать или просит выслать фотографии и договаривается о дате выезда. В назначенный день «мастер» внезапно говорит, что ему нужно купить детали или инструменты для ремонта и просит внести предоплату, а затем и присылает ссылку на оплату. Сразу после получения денег владелец объявления перестает отвечать на сообщения.
Еще мошенники стали звонить прямо в приложении для объявлений. Они используют функцию скрытых номеров, публикуют фейковые объявления с предложениями по ремонту сантехники, уборке помещений, доставке грузов.
Цель — убедить вас перевести ему деньги, желательно по ссылке.
Как не попасться: Во-первых, не переходите для разговора в мессенджер. Решайте все вопросы в чате приложения для объявлений. Если вас просят внести задаток за еще не сделанную работу — это тоже повод не доверять «продавцу». Проверяйте отзывы о работе специалистов и не переводите деньги до того, как мастер все починит.
6. Проститутка просит предоплату
Молодые (и не только) люди попадаются мошенникам, которые используют для наживы актуальную тему — проституцию. Например, саратовцы от 20 до 50 лет часто переводят крупные суммы за секс, а получают либо ничего, либо еще и угрозы.
Схема: Судя по сводкам МВД, клиент находит сайт по оказанию интим-услуг, выбирает девушку и вступает в контакт. Незнакомка просит предоплату или деньги как «страховку безопасности». Дальше варианта развития событий два: после перевода денег на связь девушка больше не выходит либо клиенту звонят незнакомцы, объясняя, что из-за «неправильного перевода у них сломалась касса» и нужно перевести деньги, которые вернутся после оказания услуги. Однако «касса» все равно не работает, и тогда собеседник просит еще денег. Если мошенникам мало, они переходят к угрозам, чтобы получить сумму больше.
В таких случаях попытка вызвать девушку на дом обходится в сотни тысяч, а уголовных дела иногда заводят два: о мошенничестве и о вымогательстве.
Что делать: Если вы пользуетесь такими ресурсами, не верьте в то, что касса ломается после неправильных переводов. Прекращайте разговор и обращайтесь в полицию.
7. Измена родине. Сотрудники банка используют чужие счета для перевода денег армии Украины
В 2023 году в «Сбербанке» рассказали о новой схеме телефонных мошенников, которые начали грозить гражданам обвинениями в измене Родины.
Схема: Начало уже нам знакомо — мошенники звонят россиянину и представляются сотрудниками силовых служб. Затем они говорят, что банковский работник украл персональные данные клиента и переводит с помощью них деньги армии Украины. Потом они убеждают жертву, что ответственность лежит на владельце карты, поэтому гражданина могут обвинить в государственной измене, а за это ему грозит до 20 лет лишения свободы. Затем мошенники по привычной схеме подключают «службу безопасности банка» и вынуждают напуганного клиента переводить деньги на их счета или даже брать кредиты, объясняя, что таким образом они смогут вычислить «сотрудника» банка, который якобы украл персональные данные клиента.
Цель — получить данные человека для оформления кредита.
Что делать: Не верить.В «Сбере» подчеркнули, что подобные звонки могут поступать только от мошенников. Если вы слышите фразы «Украина», «измена родине» или просьбу никому не рассказывать об этом разговоре, то прекращайте общение.
8. «Срок вашей сим-карты закончился. Желаете продлить?»
Недавно пользователи соцсетей стали рассказывать, что мошенники представляются сотрудниками телефонных компаний и говорят, что закончился срок действия вашей сим-карты.
Схема: Чтобы обновить сим-карту, собеседник говорит, что оформит продление срока и вышлет сообщение с кодом, который нужно назвать. Затем уверяет клиента, что срок автоматически будет продлен. Дальше мошенники получают ваши данные с сайта Госуслуг и используют эту информацию как им выгодно.
В случае отказа клиента от продления сим-карты, мошенники пугают, что вы полностью потеряете контроль над номером и действовать нужно прямо сейчас.
Что делать: Запомнить, что ваш номер действует бессрочно, как и сим-карта.
Обезопасить себя от телефонных мошенников также поможет услуга вашего оператора связи, которая предупреждает о нежелательном звонке. При входящем вызове под номером телефона оператор указывает вам, что есть жалобы на этот номер, это спам или так и пишут — мошенники.
Называться услуга у каждого оператора может по-разному, например, «Кто звонит», но работает она у всех идентично. Она может быть платной и бесплатной в зависимости от вашей связи и тарифа. Также можно подключить опцию «защита от спама и мошенников», если вы клиент банка «Тинькофф». Наличие услуги уточняйте у вашего банка.
«Не могу разговаривать, я без трусиков»
А на «десерт» мы собрали для вас интересные ответы саратовцев, которые вовремя поняли, что говорят с мошенниками и не растерялись: