Как дефиле переворачивает жизнь женщин с раком груди
«Раз, два, плечи назад, три, четыре, макушка наверх, спинку держим, глаза не опускаем», — командует поставленным голосом Вероника Сергеевна, и женщины грациозно шагают в такт. Невозможно догадаться, что каждая из них столкнулась с онкологией.
«В 2019 году на фоне кормления — я родила третьего ребенка — мне поставили диагноз рак молочной железы», — рассказывает Марина Бутырская. Столкнувшись с бедой, она не знала, что делать и куда бежать. Женщина, помогавшая с грудным кормлением, поделилась контактами знакомой, которая к тому времени уже три года жила с онкологией. Через нее Марина вышла на московское сообщество взаимопомощи женщин с раком груди. Благодаря их поддержке она справилась и с химиотерапией, и с лучевой терапией, и с операцией, и с реконструкцией груди. «Меня так вдохновляла московская группа, и одновременно я думала, а сколько женщин в Саратове, они одиноки, им страшно, как они вообще выживают», — вспоминает Марина. Так пришла идея создать похожее сообщество в родном регионе.
В 2020 году появилась группа взаимопомощи. «Нас было трое: я, Дарья Смирнова и Олеся Ларюшина. Мы ходили по больницам, оставляли листовки, как могли, привлекали людей», — рассказывает Марина. Сейчас в сообществе в Telegram больше 100 женщин. Участницы делятся важной информацией и морально поддерживают друг друга.
Марина и Ольга. Фото автора
«В группе всегда получишь ответы на конкретные вопросы: где можно «посмотреть стекла» [провести гистологическое или цитологическое исследования клеток или участков тканей — прим. авт.], какие таблетки лучше выпить. Девочки делятся советами, кто куда ездил (Москва, Питер). Иногда можно к онкологу не ходить, достаточно спросить в группе», — рассказывает 36-летняя Ольга.
Миниатюрная женщина на высоченных шпильках буквально излучает оптимизм. Она столкнулась с онкологией в сентябре 2022 года. На плановом приеме гинеколог нащупал шишку в груди, врачу-узисту не понравились очертания опухоли. Так Ольга попала в онкологический диспансер в Смирновском ущелье, где и узнала о своем диагнозе: «Я села на остановке, поплакала пять минут, а потом мне надо было анализы сдавать. Страшно было за детей». На консилиуме Ольга познакомилась с другой пациенткой, которая пришла на переосвидетельствование. «Там такая обстановка, как на смертном одре все сидят, а мы с ней хи-хи, ха-ха. Я еще в ярко-зеленой майке была. И она мне говорит: «У нас есть сообщество, давай я тебя туда добавлю, будешь вопросы задавать», — вспоминает Ольга. Она прошла через четыре «химии», 16 «лучей» и секторальную резекцию (удаление фрагмента молочной железы). Женщина признается: ей до сих пор бывает страшно, что болезнь вернется. Но она знает, где ее всегда поддержат: «В этой группе мы все одинаковые. Можем пожаловаться, что болит рука, нога. Все понимают — у всех болит. Девочки могут спокойно показать грудь, которой нет. У кого-то стресс, что волосы теряет. Слово за слово, вытаскиваем из депрессии друг друга».
«Я не знала, что так можно»
«Для привлекательной женщины не важно, сколько у нее грудей: одна, две или три», — пересказывает шутку своего врача Ирина Лалова. Женщине 45 лет, у нее длинные волосы и загадочная улыбка. В прошлом месяце она прошла через мастэктомию.
Ирина много лет проработала кадровиком в большой сети кафе. Общепит не пережил ковид, из множества заведений осталось одно. «Целый начальник отдела кадров» оказался не нужен, но женщина не потеряла место: она была во втором декрете, а когда он подошел к концу, начались проблемы со здоровьем. Летом 2023 года обнаружили онкологию. «Я с грудью мучаюсь несколько лет. То абсцесс, то еще что-то. Периодически делала УЗИ, ходила на осмотр. В этот раз врачу не понравились ни УЗИ, ни анализы. Сказал, что надо вырезать, операция покажет, что это за образование», — вспоминает Ирина. Оказалось, онкология. Врач предложил убрать полностью, женщина доверилась. «Это у меня протез», — прикладывает руку к груди Ирина.
«Я, конечно, была в шоке, в ужасном состоянии. И тут подруга мне подсказала, что у ее приятельницы есть доступ к группе взаимопомощи. Здесь очень позитивная атмосфера, я не знала, что так можно. Я чувствую, что не одна. Просто условия изменились, к ним надо приспособиться и жить дальше», — делится Ирина. В «новой» жизни она смогла больше времени уделять своему хобби — Ирина пишет детские книги.
«Как классно мы болеем: танцуем и рисуем»
Группа взаимопомощи росла. Ее лидер Марина Бутырская познакомилась с единомышленниками из Ростова-на-Дону: организация «Рак победим» пригласила присоединиться к движению «Ловлю эмоции», цель которого — наполнить жизнь женщин яркими впечатлениями, зарядить силами, которые потребуются во время лечения. При поддержке этого движения саратовская группа начала проводить разные мастер-классы: по макияжу, флористике, рисованию нейрографии, зумбе (фитнес-танцы). «Как классно мы болеем: танцуем и рисуем. Вот бы всем так болеть», — пересказывает Марина слова участницы мероприятий.
В марте этого года женщин из саратовской группы позвали в Москву на просветительский фестиваль «Еще краше» — принять участие в дефиле. Идея всем понравилась, но кто подготовит к выступлению? Через знакомых Бутырская узнала о Веронике Кушмухамбетовой, директоре модельного агентства COVER FACE. Вероника Сергеевна согласилась помочь, причем бесплатно.
«Нас учили красиво ходить. Я тогда еще проходила лучевое лечение — сразу после больницы ехала сюда. Как и некоторые девчонки, была лысая. Купила парик, но не носила, у меня от него голова чесалась», — вспоминает Ольга. Вероника Сергеевна рассказывает, что начинать было непросто: женщины стеснялись своих тел, не хотели смотреть в зеркало, у них болели спины, руки, ноги. Она аккуратно поправляла им осанку, положение головы — боялась навредить. В процессе наставница поняла: из-за подчеркнуто деликатного отношения ученицы чувствуют, что они «какие-то не такие», — надо проводить занятия по-другому. «Чем жестче, тем они больше стараются. И начинают понимать, что они красивые», — объясняет Вероника Сергеевна.
После двух месяцев занятий десять участниц поехали в Москву. «Все было в шикарной гостинице Radisson. Показ прошел на ура! Потом веселились в ночном клубе, в караоке. Мы вообще забыли, что мы болеем», — вспоминает Елена, и глаза ее искрятся.
Фестиваль «Ещё краше». Фото из архива Марины Бутырской
Фестиваль «Ещё краше». Фото из архива Марины Бутырской
Фестиваль «Ещё краше». Фото из архива Марины Бутырской
Фестиваль отгремел, но занятия не закончились. Летом наставница позвала учениц на «обычный» конкурс красоты «Королева Волги», уже дома. «Когда они пришли на первую репетицию, увидели других девушек и спросили: «Вы что, издеваетесь? Вы посмотрите на нас и посмотрите на них». Я у них спрашиваю: «А чем вы хуже?» Они задумались и говорят: «Да ничем». Я продолжаю: «А что не так-то? Руки-ноги. Все то же самое. Оголяться я вам не говорю. Вы даже сильнее духом, чем они. Идите!»
Участницы группы решили не говорить о своей болезни, пойти на конкурс на общих основаниях. Единственный намек — представленная в первый день общая «визитка» под песню о том, что надо жить здесь и сейчас, не обращая внимания на мелочи. Во второй день у участниц было три конкурсных выхода: в белой одежде, в цветной («скиттлс») и в платье в пол. Как объясняет Вероника Сергеевна, последний — самый непростой: «Я заставляю их одеваться в сложные платья — длинные, когда не видно обуви. Это же красиво!» Образы каждая участница готовила самостоятельно, но работал чат поддержки со стилистом. Профессионал подсказывал, какие подобрать аксессуары, как составить наряд. «Очень хорошо они продефилировали. Показали себя, показали костюмы. Показали такую мощь. И они все в тройках [победительниц в своей возрастной категории, — прим. автора]», — хвалит своих учениц наставница.
Елена участвовала в категории 40-50 лет. Параллельно готовилась к конкурсу и подтверждала вторую группу инвалидности, раз в три недели сдавала все анализы. «Лечение проходило незаметно. Сижу у кабинета врача — выбираю платье. У меня такой интересной, насыщенной жизни раньше не было», — делится женщина. Елена столкнулась с онкологией в апреле 2022 года. Сама нащупала у себя шишку в груди. Пыталась вылечиться таблетками — не помогло, так оказалась в онкодиспансере в Смирновском ущелье. Подруги рассказали о группе взаимопомощи и дали телефон Марины Бутырской, но две недели она отказывалась обращаться к ней: «Я ничего не хотела знать. Позвонила, чтобы от меня отстали. Но поговорила с Мариной, и меня включили в группу».
Уже 15 лет Елена — управляющий фирменной розницей на мясоперерабатывающем комбинате. Несмотря на диагноз и сложное лечение (операция в Москве, восемь «химий», после четвертой выпали все волосы), должность свою не оставила. «Рассказала руководителю, но на работе я никак не использую свое положение. Как будто ничего не происходит. Как будто я болею простудой и завтра выздоровею. Это все дала группа. Семейная поддержка, которую ты не найдешь у тех, кто не сталкивался с онкологией», — Елена объясняет, как ей удается совмещать работу, лечение и дефиле. С нескрываемым восторгом женщина говорит, что конкурс красоты был с «голливудским подходом». А еще признает: если бы не болезнь, никогда бы не пошла на подобное мероприятие.
Елена. Фото автора
Лидер сообщества Марина Бутырская по результатам конкурса стала первой вице-миссис в своей категории, а 36-летняя участница группы Анна взяла гран-при «Королевы Волги». Женщина признается, что выходить на сцену было очень страшно: «Мне казалось, что у меня все мышцы на лице ходят ходуном. Надо же улыбаться, а я иду и понимаю, что не могу лицо контролировать. Я думала, что это все будет видно и на фотографиях, и на видео. Но оказалось, никто ничего не заметил». У Анны по-настоящему королевская осанка и бархатный голос. На конкурс красоты она пошла ради положительных эмоций. Победа стала приятной неожиданностью.
Аня рассказывает, что в 2018 году ее муж погиб в автокатастрофе и она застряла в состоянии боли: «Вроде живу, а вроде и не живу. Как зомби. Выполняю функции: работаю, слежу за детьми». Через три года женщина нашла у себя в груди шишку. Оказалось, рак: «Мой мир рухнул. Мне казалось, что я скоро умру. Почему мне это? За что?» Соседка по очереди к онкологу рассказала о группе взаимопомощи. «Было очень тяжело. Руки опускались. После первой «химии» я больше не хотела продолжать лечение. Но девочки писали, поддерживали. Я видела фотографии, что они все это прошли и вот они живые, красивые, лучезарные, ходят куда-то, живут. Это придавало сил», — вспоминает женщина.
«Честно скажу, я благодарна этому диагнозу, он мне помог жить и радоваться жизни. Даже в какой-то мере стало легче и спокойнее. Мы привыкли чего-то ждать, сравнивать себя с кем-то. Нужно думать не о том, чего нет, а о том, что есть. Вот есть сегодняшний день, и он самый прекрасный», — делится Анна.
Анна
В центре — Марина Бутырская
Ольга
Женщины продолжают заниматься дефиле. Каждую неделю собираются в старинном особнячке в центре города, много смеются и болтают, стараются точно выполнять команды строгой Вероники Сергеевны (недаром у нее на спине золотыми буквами написано Big Boss), разучивают новые позировки и больше не отворачиваются от зеркала. Количество участниц каждый раз разное — зависит от самочувствия. Кто-то идет через боль. У одной из девушек четвертая стадия рака, метастазы в позвоночнике, но наравне со всеми она красиво шагает под музыку.
Вероника Сергеевна признается, что уже сроднилась со своими ученицами. Она с любовью рассказывает о каждой, без слов понимает, кто в каком состоянии: «Я по рукам вижу: перчатка надета — значит, рука отекает, значит, больно». Женщины изменили ее взгляд на жизнь: «Они силища. Они могут горы сворачивать. Я от них заряжаюсь, мне после них еще хочется работать, после них я могу все». При этом ученицы «оберегают» свою наставницу: на встречах с онкологами выводят из зала, не разрешают слушать и смотреть, не рассказывают о лечении. Только «девчачьи» радости.
У группы большие планы на 2024 год. Сейчас все силы брошены на организацию всероссийского благотворительного конкурса красоты и талантов «Королевский выбор» для женщин, столкнувшихся с онкологией. Он пройдет в Саратове в начале февраля. В город приедут участницы из Сочи, Тюмени, Краснодара, Ростова, Шахт, Москвы и Оренбурга. Осталось совсем мало времени, а так много надо сделать: придумать и отшить коллекцию одежды, подготовить «видеовизитки» для каждой участницы — «мы же хозяева, мы должны красиво гостей встретить».
«Дефиле меняет женщину после операций, диагнозов. Она на себя смотрит иначе, — объясняет Марина Бутырская. — Цель нашего конкурса в том, чтобы участницы не сходили с ума дома одни, вытащили себя из темноты, отвлеклись от мыслей о лечении и смогли проявиться».