Как «Единая Россия» поддержала рост цен на продукты

Оценить
Как «Единая Россия» поддержала рост цен на продукты
Фото архив fn-volga.ru
Ведущая политическая партия страны отказалась голосовать за законопроект, который мог обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара — за 1 килограмм или 1 литр, а не за уменьшенные упаковки и объем.

В начале осени мы писали о том, как депутат ГД от ЛДПР Борис Чернышов, подсчитав упаковки со сниженным весом в московских магазинах, разработал программу «Честные цены». Еще Чернышов написал письмо в министерство промышленности и торговли, предложил обязать торговые сети указывать «стоимость фасованных товаров в расчёте на признанные меры веса и объёма». То есть рядом с ужатой упаковкой указывать, сколько стоит килограмм/литр продукции. Например, молоко 970 граммов — 95 рублей, молоко литр — те же 95 (вот удивление). Чиновники министерства, заботясь исключительно о народе, ответили депутату, что «выкладка товаров и подготовка ценников вырастут в цене, а торговые сети будут перекладывать возникшие издержки на потребителей». То есть уменьшенные упаковки не бьют нас по карману, а дополненные ценники нас окончательно разорят

Наши чиновники, когда им нужно, ссылаются на опыт «недружественных стран». Например, когда речь заходит о законе об иностранных агентах, все, начиная с президента, говорят: посмотрите на такой же закон в США, он в сто раз жестче, на самом деле — нет. Но в массе других случаев зарубежный опыт нам представляется вредным. Вот в вопросе даунсайзинга и шринкфляции нам их опыт ни к чему. 

Намеренное уменьшение веса товара называется даунсайзинг, а то, что его цена при уменьшении объема остается неизменной — шринкфляция. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что такое шринкфляция и даунсайзинг?
Или почему мы стали меньше есть за те же деньги

Между тем, как пишет экономист Владислав Иноземцев (признан в РФ иностранным агентом), «ровно такие же меры (какие предлагает Борис Чернышов — ред.) действуют в большинстве стран (разве что не в Африке, на которую сейчас равняется Россия). В Европе они существуют с 1978 года, причём в 2007 году данная мера дополнена прямым запретом торговым сетям реализовывать ходовые товары (сахар, муку, крупы) в упаковках, отличающихся по своему объёму и весу от стандартных. В США подобная мера вводилась отдельными штатами в период с начала 2000-х годов до середины 2010-х, так что теперь указания на цену продукта за унцию или штуку есть во всех магазинах за исключением ларьков, автозаправок или торговых автоматов.

Замечу: во всех случаях движение в этом направлении инициировалось не парламентариями или политиками, а как раз регулирующими органами, занимающимися стандартизацией и защитой прав потребителей». 

Получив отказ из Минпродторга, депутат Чернышов не успокоился и летом этого года внес в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 10 закона РФ «О защите прав потребителей». Законопроектом предполагалось обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара — за 1 килограмм или 1 литр. 

«Зачастую производители осуществляют снижение количества (объёма, веса) товара при сохранении размера (объема) упаковки и отпускной цены товара, а также уменьшают количество продукта, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Данный феномен не относится к маркетинговым инструментам стимулирования потребителей, поскольку не ведет к цели удовлетворения потребности и представляет собой введение в заблуждение потребителей». 

По правилам законопроект настырного Чернышова должен был получить отзыв в профильном комитете парламента — по промышленности и торговле. Председатель — единоросс Владимир Гутенев. Комитет встал на сторону бизнеса. Из многостраничного документа выберем полтора абзаца: 

«В сложные экономические периоды с целью сохранения рентабельности субъекты предпринимательской деятельности вынуждены оптимизировать свои расходы и искать новые пути и подходы, способствующие продвижению и реализации произведенного продукта.

В экономически нестабильное время для поддержания потребительского спроса и обеспечения ценовой доступности продуктов питания, некоторые производители вынужденно уменьшают объем единицы выпускаемой продукции. Цена, например, молока, крупы, масла в упаковке 1л или 1 кг для отдельных граждан с финансовой точки зрения может быть недоступна, в расфасовке же меньшего объема товар будет приобретен, да и потребности в объемах питания у потребителей также могут быть различные». 

В общем, вы поняли: молоко по 970 граммов в пакете и яйца по девять штук в упаковке нам продают (часто по прежней цене) исключительно для нашего блага. И потребности у нас всех разные: кому-то обязательно нужен десяток яиц, а кому-то и девяти будет много.

Но все же законопроект в ноябре дошел до голосования. И, грубо говоря, пролетел. Борис Чернышов приводит итоги:

«за» — 106 голосов, 23,6 процента,

«против»: 0 голосов,

воздержалось: 0 голосов,

не голосовало: 344 голоса (76,4 процента). 

Фракции ЛДПР, КПРФ, СР и «Новые люди» поддержали законопроект. Но он не набрал достаточного количества голосов «за» и был отклонен.

Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования». 

Как вы уже поняли, не голосовала вся фракция «Единой России». Причем сделали они это самым вызывающим образом. В первых рядах встала дама в голубом и на весь зал дважды отдала приказ: «Не голосуем». Чуть позже она уходит из зала, видимо, с докладом по начальству. 

Дама в голубом — Рима Баталова — 13-кратная чемпионка Паралимпийских игр в беге на дистанции от 100 до 5000 метров, член комитета Госдумы по физической культуре и спорту. Член фракции ЕР.

То есть фракция правящей партии своим неголосованием поддержала рост цен и дальнейший разгон инфляции, ясно, что интересы бизнеса ей ближе. Тем временем Генеральная прокуратура добилась запрета на уменьшение объема упаковки товаров первой необходимости

Изменения внесли в «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте».

По новым правилам, производители товаров первой необходимости, которые уменьшают вес товара, теряют возможность маркировать продукты знаком ГОСТ. Так, гречневая крупа теперь подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, молоко — по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров. Изменения в ГОСТ внесли, прежде всего, из-за проблемы шринкфляции, когда производители намеренно сокращают объем упаковки, например, с 1 литра до 900 миллилитров, при этом сохраняя на товар прежнюю цену. 

Однако ГОСТ на данный момент не является обязательным стандартом.