Скоростного трамвая не будет. Будет реконструированный
Никто не представлял, что такое скоростной трамвай
Разговор, начатый нашим текстом «Вторая индустриализация Саратова», хочется закончить мнением человека, досконально разбирающегося в российской экономике. Выступая в Государственной думе, глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила, что экономика сейчас «практически полностью задействовала имеющиеся ресурсы» — количество рабочих рук, производственные мощности. Уровень безработицы — 3 процента, в ряде регионов этот показатель даже ниже — «это означает, что в экономике практически не осталось свободных рук, ситуация с кадрами действительно очень острая, особенно в тех отраслях, которые уже перешагнули докризисный уровень». В числе таких отраслей глава ЦБ назвала машиностроение и химическую промышленность.
Учтем также такую особенность нашей области, как постоянный отток населения. Потому и возникает вопрос: кто будет работать в Столыпинском индустриальном парке и в проектируемом Южном парке? Чиновники этот вопрос предпочитают не затрагивать.
Сейчас же хочется поговорить о еще одном начинании Романа Бусаргина — строительстве скоростного трамвая.
Одно перечисление саратовских начальников, обещавших открыть в городе скоростной трамвай, заняло бы, наверное, полстраницы. История эта тянется еще с советских времен. Представляется, что руководители, обещавшие саратовцам скоростной трамвай, сами не понимали, о чем идет речь. По крайней мере, любая реконструкция подавалась как подготовка к строительству скоростного трамвая.
Маршруты тем временем закрывались. 12-й — Геологический колледж (ул. Академика Антонова) — ул. Радищева; 1-й — площадь Орджоникидзе — улица Радищева, чуть раньше «единичка» ходила до Волжского райвоенкомата на улице Северной, это был один из старейших маршрутов Саратова, открытый в 1908 году. Еще закрыли тогда же, в 1997 году, 15-й трамвай — площадь Орджоникидзе — вокзал. Вместо него пустили троллейбус под тем же номером. Закрытие 1-го и 15-го маршрутов, как объяснили горожанам, было вызвано необходимостью разгрузить от трамваев улицу Чапаева. Инициатором процесса был тогдашний вице-губернатор Вячеслав Володин.
Так и происходил процесс: на деле маршруты закрывали, на словах объяснили, каким прекрасным будет новый скоростной трамвай. С появлением такого транспорта связывали будущее счастье саратовцев. Буквально как в «Записных книжках» Ильи Ильфа. «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».
Будущий скоростной трамвай видели по-разному. Например, в виде легкого метро, то есть часть участков идет по тоннелям, часть — по открытой местности, в местах оживленных перекрестков — по эстакадам. Стоимость этого чуда, по-моему, не считал никто.
В ходе подготовки этого текста пришлось ознакомиться со многими проектами скоростного трамвая в Саратове. Детали одного из них автор нашел в «Живом журнале» Дениса Жабкина. Больше десяти лет назад в марте 2013 года в мэрии состоялась презентация официальной программы развития саратовского трамвая. Вот там действительно было громадье планов.
Этап 1. 2013 — 2015. Проектирование и организация двух маршрутов скоростного трамвая.
№ 3 «6-я Дачная» — «1-й Просяной проезд» (по линиям маршрутов № 3 и № 9)
№ 11 «Геологический колледж» — «Октябрьский поселок» (по линиям маршрутов № 11 и № 10)
Модернизация подразумевает изоляцию трамвайных путей от автомобильных потоков. Второстепенные пересечения с автодорогами будут автоматически закрываться при проезде трамвая.
На пересечениях с основными автодорогами трамвайное движение будет поднято на эстакады.
Этап 2. 2016 — 2017. Продление существующих трамвайных маршрутов и организация новых.
Трамвайный маршрут № 6 — до посёлка Сокол через Жасминный.
Трамвайные маршруты №№ 5, 8 — до посёлка Тепличный.
Трамвайный маршрут № 7 — до посёлка Водник, через НПЗ, Увек и посёлок Нефтяной (в свете превращения Увека в туристическое место).
Трамвайный маршрут № 11 — до Техстекла.
Построить новый маршрут скоростного трамвая, отходящий от № 11 на улице Топольчанской до нового аэропорта, через микрорайон Солнечный-2, поселки Расково и Дубки.
Этап 3. 2018 — … Создание новых маршрутов скоростного трамвая.
Эти маршруты в программу не вошли. Но предполагались в дальнейшем.
Линия скоростного трамвая до Усть-Курдюма через территорию старого аэропорта, Юбилейный поселок, Пристанное.
Трамвай в центр города Энгельс по новой очереди автодорожного моста Саратов-Энгельс. В Саратове он пойдёт по проспекту Победы до Сенного рынка, где вольётся в существующую трамвайную сеть.
Еще был некий проект соединения всех городских маршрутов в единую сеть. Типа сел на трамвай в Агафоновке, а вышел в Солнечном или Мирном переулке. Попутно для увеличения скорости движения предлагалась оптимизация остановок, то есть сокращение их числа. Вряд ли жители, предположим, Молодежной, были бы рады, когда мимо них проносился экспресс с 6-й Дачной до 3-й без остановок.
Как мы полагаем, все эти разговоры и проекты были вызваны тем, что никто не представлял себе досконально, что такое скоростной трамвай. Единственный действующий скоростной трамвай в России функционирует в Волгограде, недавно он открылся после ремонта.
Скоростной волгоградский
Саратовские чиновники побывали в Волгограде, но впечатлениями особо не делились. Попробуем восполнить этот пробел.
Так что же представляет собой волгоградский скоростной трамвай. Это трамвайная система с элементами метрополитена. Была открыта 5 ноября 1984 года и является составной частью общей трамвайной сети города. С тех пор было проведено два капитальных ремонта, сравните с Саратовом, где некоторые маршруты не ремонтировались с тридцатых годов.
Ее протяжённость составляет 13,5 км (в том числе 3,5 км — подземная часть, две подземные станции, одна — на эстакаде). В 1985 году началось строительство второй очереди скоростного трамвая. Это подземный участок с тремя станциями протяжённостью 3,8 километра. Сразу надо заметить, что никаких специальных скоростных вагонов трамваев не существует в природе. Скорость достигается за счет других компонентов.
Подвижной состав волгоградского скоростного трамвая: 20 вагонов (10 составов) трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода; десять трехсекционных вагонов Петербургского трамвайно-механического завода, 33 вагона чешского производства Татра 3-Т, кстати, выпуск трамваев на заводе «Татра» прекращен в 1999 году. Соответственно, этим трамваям почти четверть века.
Администрация Волгограда отказалась от третьей очереди скоростного трамвая до Волгоградского государственного университета и отменила выделение земли под нее. В будущем планируется продлить скоростной трамвай до отдаленного спального района Спартановка.
Скоростной трамвай отличается от обычного почти вдвое большей скоростью движения. Средняя скорость трамвая в городских условиях — 10-20 километров в час, в зависимости от числа остановок, плотности уличного движения, а также типа подвижного состава, его технического состояния и состояния инфраструктуры. В Саратове, надо полагать, эти показатели ниже. Нам стоит надо ожидать, что после реконструкции саратовские трамваи будут передвигаться со скоростью 20-30 километров в час.
А теперь главное: линия волгоградского трамвая проложена параллельно Волге, вблизи берега. Если судить по карте, пересечений с автомобильными дорогами мало. А там, где они есть, трамвай или уходит под землю, или поднимается на эстакаду. И весь тринадцатикилометровый маршрут идет практически по прямой. Возможно ли у нас такое? На той же «девятке» — 25 перекрестков. Или возьмем самый популярный маршрут — третий. Едем на дачные: из Мирного переулка трамвай сворачивает на Вавилова, потом — на Астраханскую, у Сенного — на Вторую Садовую, потом относительно прямой участок пути, который завершается резким поворотом на мост перед 3-й Дачной. Дальше в основном прямо. И где здесь разгоняться?
Завышенные ожидания с бюджетом 17,3 миллиарда рублей
Представляется, что у нашей власти, возможно, по причине недостатка информации сложились завышенные ожидания от будущего трамвая. В прошлом году, перед началом реализации проекта, Роман Бусаргин, тогда врио губернатора, гарантировал саратовцам, что скорость трамвая будет увеличена в 4-5 раз. На том этапе конечный результат реконструкции транспортной инфраструктуры называли «наземное метро».
Тогда Бусаргин говорил, что вагоны будут ездить на закрытых участках, что позволит им «двигаться без остановок, с максимальным сокращением времени в пути. Я бы назвал его даже наземным метро, потому что скорость будет превышать движение сегодняшнего трамвая в 4-5 раз».
В сентябре этого года корреспондент ГТРК «Саратов» в репортаже с демонстрационного участка пути на Политехнической улице уверенно заявляет, что скорость нового трамвая будет достигать 70 километров в час. Кстати, показательный участок потом разобрали по той причине, что забыли поменять под ним старые коммуникации. Это так по-саратовски. Как и то, что проект пришлось менять уже после начала работ.
Зампред правительства Павел Мигачев продолжает говорить, что реконструкция трамвайных путей №№ 3, 6, 8 и 9 позволит закольцевать эти маршруты и запустить по ним городскую электричку — скоростной трамвай. Как это будет сделано, он не уточняет. Предположим, можно соединить «тройку» и «шестерку», которая ходит от 6-й Дачной в Поливановку. Но как присоединить к ним трамвай № 8 от площади Орджоникидзе до Комсомольского поселка? Ждем от властей схему единой трамвайной сети.
Вполне возможно, что эти рассказы о прекрасном трамвайном будущем должны помочь саратовцам как-то пережить нынешние неурядицы, вызванные реконструкцией. Разрытые дороги, постоянные отключения воды, отсутствие самих трамваев, наконец. Напомним, что закрыто четыре маршрута, весной закроют и «тройку». Возможно и то, что о трамвайных экспрессах власти говорят по инерции. В последнее время тон изменился. Обещания стали ближе к реальности. Теперь уже о наземном метро с закрытыми участками уже не вспоминают.
Полный объем работ Роман Бусаргин обрисовал в интервью ГТРК «Саратов»: «Меняется полностью вся инфраструктура трамвайного движения. Меняются столбы, меняются рельсы, меняются шпалы, меняется благоустройство рядом с этим дорожным полотном, меняется контактная сеть и трансформаторные подстанции».
Нынешняя реконструкция предварительно обойдется в 17,3 миллиарда рублей — по факту, конечно, будет больше. Это, кстати, три четверти городского бюджета — 24 миллиарда рублей. Понятно, что деньги федеральные, цифры приведены для осознания масштаба затеянного.
Ни о тоннелях, ни об эстакадах речи уже не идет. Пресс-служба главы региона сообщает о совещании по реализации проекта реконструкции трамвайной сети. О том, с какой скоростью будут ездить трамваи, Роман Бусаргин в том же интервью ГТРК «Саратов» сказал достаточно уклончиво: «В целом мы подразумеваем, что скорость будет увеличена практически в два раза».
Теперь, собственно, о прекрасных трамваях будущего. Их пока нет. По словам губернатора, износ действующего парка достиг 100 процентов. Зампред Павел Мигачев называет цифру 84 процента. Кое-какие деньги уже есть — 714 миллионов. Решено закупить 1 односекционный трамвай и 5 двухсекционных.
В будущем еще 5 трамваев планируется взять в лизинг. Всего же, по словам зампреда Павла Мигачева, планируется закупить 71 единицу, в том числе 38 двухсекционных трамваев (маршруты №№ 8 и 9), 36 трехсекционных (№ 3) и две односекционных трамваев (маршрут № 6). Если первые шесть трамваев обойдутся больше, чем в 700 миллионов, то все обновление трамвайного парка будет стоить ориентировочно 8,5 миллиарда рублей. Спикер ГД называет сумму меньшую — 7,1 миллиарда.
Где взять такие деньжищи? Надо полагать, трамваи будут получены в лизинг. То есть в аренду с правом выкупа. В какой срок будут поставлены новые трамваи, власти пока не уточняют. Но пока вагонный парк не будет обновлен, любые новые пути, контактные сети и так далее будут бесполезны. Например, утром 21 ноября стояли сразу два маршрута — 3-й и 11-й. В обоих случаях из-за поломки трамваев. И так почти каждый день.
Наверное, в современной истории Саратова такого масштабного проекта еще не было. Будет ли он выполнен в срок, хватит ли средств — об этом остается только гадать. Но, по крайней мере, он реалистичен — это полная реконструкция трамвайной сети города, без всяких завиральных идей и прожектов, эстакад и тоннелей, трамваев-экспрессов.