Скоростного трамвая не будет. Будет реконструированный

Оценить
Скоростного трамвая не будет. Будет реконструированный
Скоростной трамвай во Франции. Изображение pixabay.com
Не будет ни наземного метро, ни тоннелей, ни эстакад. Не будет увеличения скорости в 4-5 раз. Да и самих прекрасных трамваев будущего тоже нет (по словам губернатора, износ действующего парка достиг 100 процентов). Как и схемы единой трамвайной сети.

Никто не представлял, что такое скоростной трамвай

Разговор, начатый нашим текстом «Вторая индустриализация Саратова», хочется закончить мнением человека, досконально разбирающегося в российской экономике. Выступая в Государственной думе, глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заявила, что экономика сейчас «практически полностью задействовала имеющиеся ресурсы» — количество рабочих рук, производственные мощности. Уровень безработицы — 3 процента, в ряде регионов этот показатель даже ниже — «это означает, что в экономике практически не осталось свободных рук, ситуация с кадрами действительно очень острая, особенно в тех отраслях, которые уже перешагнули докризисный уровень». В числе таких отраслей глава ЦБ назвала машиностроение и химическую промышленность. 

Учтем также такую особенность нашей области, как постоянный отток населения. Потому и возникает вопрос: кто будет работать в Столыпинском индустриальном парке и в проектируемом Южном парке? Чиновники этот вопрос предпочитают не затрагивать.

Сейчас же хочется поговорить о еще одном начинании Романа Бусаргина — строительстве скоростного трамвая.

Одно перечисление саратовских начальников, обещавших открыть в городе скоростной трамвай, заняло бы, наверное, полстраницы. История эта тянется еще с советских времен. Представляется, что руководители, обещавшие саратовцам скоростной трамвай, сами не понимали, о чем идет речь. По крайней мере, любая реконструкция подавалась как подготовка к строительству скоростного трамвая.

Маршруты тем временем закрывались. 12-й — Геологический колледж (ул. Академика Антонова) — ул. Радищева; 1-й — площадь Орджоникидзе — улица Радищева, чуть раньше «единичка» ходила до Волжского райвоенкомата на улице Северной, это был один из старейших маршрутов Саратова, открытый в 1908 году. Еще закрыли тогда же, в 1997 году, 15-й трамвай — площадь Орджоникидзе — вокзал. Вместо него пустили троллейбус под тем же номером. Закрытие 1-го и 15-го маршрутов, как объяснили горожанам, было вызвано необходимостью разгрузить от трамваев улицу Чапаева. Инициатором процесса был тогдашний вице-губернатор Вячеслав Володин.

Так и происходил процесс: на деле маршруты закрывали, на словах объяснили, каким прекрасным будет новый скоростной трамвай. С появлением такого транспорта связывали будущее счастье саратовцев. Буквально как в «Записных книжках» Ильи Ильфа. «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

Будущий скоростной трамвай видели по-разному. Например, в виде легкого метро, то есть часть участков идет по тоннелям, часть — по открытой местности, в местах оживленных перекрестков — по эстакадам. Стоимость этого чуда, по-моему, не считал никто. 

В ходе подготовки этого текста пришлось ознакомиться со многими проектами скоростного трамвая в Саратове. Детали одного из них автор нашел в «Живом журнале» Дениса Жабкина. Больше десяти лет назад в марте 2013 года в мэрии состоялась презентация официальной программы развития саратовского трамвая. Вот там действительно было громадье планов. 

Этап 1. 2013 — 2015. Проектирование и организация двух маршрутов скоростного трамвая.

№ 3 «6-я Дачная» — «1-й Просяной проезд» (по линиям маршрутов № 3 и № 9)
№ 11 «Геологический колледж» — «Октябрьский поселок» (по линиям маршрутов № 11 и № 10)
Модернизация подразумевает изоляцию трамвайных путей от автомобильных потоков. Второстепенные пересечения с автодорогами будут автоматически закрываться при проезде трамвая.
На пересечениях с основными автодорогами трамвайное движение будет поднято на эстакады.

Этап 2. 2016 — 2017. Продление существующих трамвайных маршрутов и организация новых.

Трамвайный маршрут № 6 — до посёлка Сокол через Жасминный.
Трамвайные маршруты №№ 5, 8 — до посёлка Тепличный.
Трамвайный маршрут № 7 — до посёлка Водник, через НПЗ, Увек и посёлок Нефтяной (в свете превращения Увека в туристическое место).
Трамвайный маршрут № 11 — до Техстекла.
Построить новый маршрут скоростного трамвая, отходящий от № 11 на улице Топольчанской до нового аэропорта, через микрорайон Солнечный-2, поселки Расково и Дубки.

Этап 3. 2018 — … Создание новых маршрутов скоростного трамвая.

Эти маршруты в программу не вошли. Но предполагались в дальнейшем.
Линия скоростного трамвая до Усть-Курдюма через территорию старого аэропорта, Юбилейный поселок, Пристанное.
Трамвай в центр города Энгельс по новой очереди автодорожного моста Саратов-Энгельс. В Саратове он пойдёт по проспекту Победы до Сенного рынка, где вольётся в существующую трамвайную сеть.

Еще был некий проект соединения всех городских маршрутов в единую сеть. Типа сел на трамвай в Агафоновке, а вышел в Солнечном или Мирном переулке. Попутно для увеличения скорости движения предлагалась оптимизация остановок, то есть сокращение их числа. Вряд ли жители, предположим, Молодежной, были бы рады, когда мимо них проносился экспресс с 6-й Дачной до 3-й без остановок.

Как мы полагаем, все эти разговоры и проекты были вызваны тем, что никто не представлял себе досконально, что такое скоростной трамвай. Единственный действующий скоростной трамвай в России функционирует в Волгограде, недавно он открылся после ремонта.

Скоростной волгоградский

Саратовские чиновники побывали в Волгограде, но впечатлениями особо не делились. Попробуем восполнить этот пробел.

Так что же представляет собой волгоградский скоростной трамвай. Это трамвайная система с элементами метрополитена. Была открыта 5 ноября 1984 года и является составной частью общей трамвайной сети города. С тех пор было проведено два капитальных ремонта, сравните с Саратовом, где некоторые маршруты не ремонтировались с тридцатых годов.

Ее протяжённость составляет 13,5 км (в том числе 3,5 км — подземная часть, две подземные станции, одна — на эстакаде). В 1985 году началось строительство второй очереди скоростного трамвая. Это подземный участок с тремя станциями протяжённостью 3,8 километра. Сразу надо заметить, что никаких специальных скоростных вагонов трамваев не существует в природе. Скорость достигается за счет других компонентов.

Подвижной состав волгоградского скоростного трамвая: 20 вагонов (10 составов) трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода; десять трехсекционных вагонов Петербургского трамвайно-механического завода, 33 вагона чешского производства Татра 3-Т, кстати, выпуск трамваев на заводе «Татра» прекращен в 1999 году. Соответственно, этим трамваям почти четверть века. 

Администрация Волгограда отказалась от третьей очереди скоростного трамвая до Волгоградского государственного университета и отменила выделение земли под нее. В будущем планируется продлить скоростной трамвай до отдаленного спального района Спартановка. 

Скоростной трамвай отличается от обычного почти вдвое большей скоростью движения. Средняя скорость трамвая в городских условиях — 10-20 километров в час, в зависимости от числа остановок, плотности уличного движения, а также типа подвижного состава, его технического состояния и состояния инфраструктуры. В Саратове, надо полагать, эти показатели ниже. Нам стоит надо ожидать, что после реконструкции саратовские трамваи будут передвигаться со скоростью 20-30 километров в час.

А теперь главное: линия волгоградского трамвая проложена параллельно Волге, вблизи берега. Если судить по карте, пересечений с автомобильными дорогами мало. А там, где они есть, трамвай или уходит под землю, или поднимается на эстакаду. И весь тринадцатикилометровый маршрут идет практически по прямой. Возможно ли у нас такое? На той же «девятке» — 25 перекрестков. Или возьмем самый популярный маршрут — третий. Едем на дачные: из Мирного переулка трамвай сворачивает на Вавилова, потом — на Астраханскую, у Сенного — на Вторую Садовую, потом относительно прямой участок пути, который завершается резким поворотом на мост перед 3-й Дачной. Дальше в основном прямо. И где здесь разгоняться?

Схема волгоградского скоростного трамвая

 

Движение трамвая № 3

Завышенные ожидания с бюджетом 17,3 миллиарда рублей

Представляется, что у нашей власти, возможно, по причине недостатка информации сложились завышенные ожидания от будущего трамвая. В прошлом году, перед началом реализации проекта, Роман Бусаргин, тогда врио губернатора, гарантировал саратовцам, что скорость трамвая будет увеличена в 4-5 раз. На том этапе конечный результат реконструкции транспортной инфраструктуры называли «наземное метро». 

Тогда Бусаргин говорил, что вагоны будут ездить на закрытых участках, что позволит им «двигаться без остановок, с максимальным сокращением времени в пути. Я бы назвал его даже наземным метро, потому что скорость будет превышать движение сегодняшнего трамвая в 4-5 раз». 

В сентябре этого года корреспондент ГТРК «Саратов» в репортаже с демонстрационного участка пути на Политехнической улице уверенно заявляет, что скорость нового трамвая будет достигать 70 километров в час. Кстати, показательный участок потом разобрали по той причине, что забыли поменять под ним старые коммуникации. Это так по-саратовски. Как и то, что проект пришлось менять уже после начала работ. 

Зампред правительства Павел Мигачев продолжает говорить, что реконструкция трамвайных путей №№ 3, 6, 8 и 9 позволит закольцевать эти маршруты и запустить по ним городскую электричку — скоростной трамвай. Как это будет сделано, он не уточняет. Предположим, можно соединить «тройку» и «шестерку», которая ходит от 6-й Дачной в Поливановку. Но как присоединить к ним трамвай № 8 от площади Орджоникидзе до Комсомольского поселка? Ждем от властей схему единой трамвайной сети. 

Вполне возможно, что эти рассказы о прекрасном трамвайном будущем должны помочь саратовцам как-то пережить нынешние неурядицы, вызванные реконструкцией. Разрытые дороги, постоянные отключения воды, отсутствие самих трамваев, наконец. Напомним, что закрыто четыре маршрута, весной закроют и «тройку». Возможно и то, что о трамвайных экспрессах власти говорят по инерции. В последнее время тон изменился. Обещания стали ближе к реальности. Теперь уже о наземном метро с закрытыми участками уже не вспоминают. 

Полный объем работ Роман Бусаргин обрисовал в интервью ГТРК «Саратов»: «Меняется полностью вся инфраструктура трамвайного движения. Меняются столбы, меняются рельсы, меняются шпалы, меняется благоустройство рядом с этим дорожным полотном, меняется контактная сеть и трансформаторные подстанции». 

Нынешняя реконструкция предварительно обойдется в 17,3 миллиарда рублей — по факту, конечно, будет больше. Это, кстати, три четверти городского бюджета — 24 миллиарда рублей. Понятно, что деньги федеральные, цифры приведены для осознания масштаба затеянного.

Ни о тоннелях, ни об эстакадах речи уже не идет. Пресс-служба главы региона сообщает о совещании по реализации проекта реконструкции трамвайной сети. О том, с какой скоростью будут ездить трамваи, Роман Бусаргин в том же интервью ГТРК «Саратов» сказал достаточно уклончиво: «В целом мы подразумеваем, что скорость будет увеличена практически в два раза».

Теперь, собственно, о прекрасных трамваях будущего. Их пока нет. По словам губернатора, износ действующего парка достиг 100 процентов. Зампред Павел Мигачев называет цифру 84 процента. Кое-какие деньги уже есть — 714 миллионов. Решено закупить 1 односекционный трамвай и 5 двухсекционных.

В будущем еще 5 трамваев планируется взять в лизинг. Всего же, по словам зампреда Павла Мигачева, планируется закупить 71 единицу, в том числе 38 двухсекционных трамваев (маршруты №№ 8 и 9), 36 трехсекционных (№ 3) и две односекционных трамваев (маршрут № 6). Если первые шесть трамваев обойдутся больше, чем в 700 миллионов, то все обновление трамвайного парка будет стоить ориентировочно 8,5 миллиарда рублей. Спикер ГД называет сумму меньшую — 7,1 миллиарда. 

Где взять такие деньжищи? Надо полагать, трамваи будут получены в лизинг. То есть в аренду с правом выкупа. В какой срок будут поставлены новые трамваи, власти пока не уточняют. Но пока вагонный парк не будет обновлен, любые новые пути, контактные сети и так далее будут бесполезны. Например, утром 21 ноября стояли сразу два маршрута — 3-й и 11-й. В обоих случаях из-за поломки трамваев. И так почти каждый день. 

Наверное, в современной истории Саратова такого масштабного проекта еще не было. Будет ли он выполнен в срок, хватит ли средств — об этом остается только гадать. Но, по крайней мере, он реалистичен — это полная реконструкция трамвайной сети города, без всяких завиральных идей и прожектов, эстакад и тоннелей, трамваев-экспрессов.