Вторая индустриализация Саратова. Как власть пиаром и угрозами внедряет новые проекты развития
Немногим более месяца назад губернатор Роман Бусаргин трижды с короткими интервалами обратился к народу с посланиями, названными «О развитии Саратова», части 1, 2 и 3.
Два первых послания, так и будем называть посты в ТГ-канале главы региона, касались перемен, в общем-то, локальных, задевающих интересы относительно небольших групп населения, проживающих, к их несчастью, в местах, которые попали под каток саратовского благоустройства.
Привокзальная площадь
Первый микрорайон — это Привокзальная площадь, но там благоустройство столкнулось с робким, но все-таки сопротивлением градозащитников. Один из домов, предназначенных к сносу, оказался памятником культурного наследия, одним из немногих образцов саратовского конструктивизма. Планы затормозились, потом Вячеслав Володин, а именно он (кто же еще?) был инициатором этого и других проектов, предложил градозащитникам «вписать» дом в планы реконструкции. На этом разговоры пока затихли, только где-то мелькнула реплика, что реконструкция площади находится в стадии обсуждения, что означает, уж простите, ни коня, ни воза.
Губернаторский пост на эту тему интересен двумя моментами. Момент первый — признание того, что «автомобильное движение вокруг него (вокзала — Ред.) неудобно и справедливо вызывает критику». Да, это так, но критику схема движения на площади вызывает с момента ее внедрения в 2018 году. Кто только тогда ни ругал ее — общественники, депутаты, водители. Но за пять лет ничего сделано не была. Возможно, по той причине, что схему разрабатывали урбанисты из «Стрелки», а в Саратов их пригласил, как тогда отмечали, Вячеслав Володин.
Момент второй: уже в этом послании начались поиск и обвинения несогласных. Конечно же, это проклятые «коммерсы» — коммерсанты. «Знаю, — пишут от имени губернатора его спичрайтеры, — что по поводу предстоящей реконструкции есть напряжение, что активно обсуждается в средствах массовой информации. (Чем это плохо? — Ред.) Его в основном создают владельцы коммерческих объектов, расположенных на первых этажах жилых зданий. Такие торговые точки являются отголосками 90-х годов, они устарели и, откровенно говоря, не отвечают требованиям современного и комфортного города».
Что интересно, «коммерческие объекты, расположенные на первых этажах» по всему центру, да и вообще по всему городу, воспринимаются нормально, кроме вывесок на вражеском языке. Но вот именно на Привокзальной площади магазины и кафе вдруг стали «отголосками 90-х годов», самого ужасного времени в нашей стране, если верить некоторым ораторам. Надо полагать, большинство этих объектов расположено в собственных помещениях, а в Российской Федерации «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» — статья 35 Конституции страны. Однако к вопросу отношения наших властей еще придется вернуться.
Набережная
Вторая часть саги «О развитии Саратова» посвящена нашей гордости — самой протяженной набережной на Волге. Начинается лирично: «Такой особенной, завораживающей широтой Волгой могут похвастаться далеко не все, однако долгое время этот факт почему-то не был поводом для гордости». Увы, но придется поправить лирично настроенных спичрайтеров, широта — это расстояние от экватора по меридиану, выражаемое в градусах. Саратов и Волга у города расположены на 51-м градусе северной широты, и как этим фактом хвастаться — не совсем ясно. Применительно к реке на русском языке говорят — ширина. В районе Саратова ширина Волги три с половиной километра, а у Ровного — двенадцать. То есть, у жителей районного центра поводов для гордости почти в четыре раза больше.
Но мы упомянули пассаж о набережной вовсе не для того, чтобы придираться к словам. Дело в том, что на участке набережной, назначенной к реконструкции, расположены «не только производственные заброшенные и действующие здания, которые портят общий вид, но и отдельные частные дома, жители которых сейчас переживают за свое будущее. Подчеркну, защита их законных интересов при комплексном развитии набережной — приоритет органов власти. Каждый из них получит компенсацию с учетом очевидных реалий и роста цен на недвижимость в целом. По каждому случаю будем работать индивидуально, и никто не останется со своими проблемами один на один».
Не будем интересоваться, знают ли власти, сколько стоит средний коттедж у Волги? Уверенно можно ответить — около 20 миллионов, если не больше. Пример тому коттедж мэра Лады Мокроусовой. Но он, к счастью для градоначальницы, не в том месте расположен. Потянут ли реконструкторы набережной такую сумму «с учетом очевидных реалий и роста цен на недвижимость»? Обещание никого не оставить один на один с проблемами было, слов о равноценной замене или компенсации не прозвучало. Да, и когда владельцы недвижимости не пришли в восторг от предлагаемой перспективы, власти заговорили совсем другим языком.
Все было сделано согласно правилам политической науки. Первой возмущенный голос подняла общественность. На встрече со спикером Госдумы общественник Александр Бернадский заявил, что на территории, прилегающей к набережной, есть промышленные зоны, которые ранее находились в государственной собственности, а затем могли быть незаконно захвачены. Могли быть — неплохая формулировка для имущественных споров. И потом — откуда ветеран авиазавода может знать об этом? Но этим вопросом никто не задался.
Зато Володин заявил, что информацию о том, что ранее находившиеся в госсобственности промзоны на набережной попали в частные руки незаконно, проверит прокуратура и Росимущество. Если потребуется, то будет создана рабочая группа на федеральном уровне. Неплохой такой замах. Если факты подтвердятся, это грозит уголовной ответственностью тем, кто пытается нажиться на госсобственности.
«Значит, кто-то просто хочет погреть руки на этой собственности и положить себе в карман. Мне становится понятным, откуда идет оголтелое шельмование этих проектов развития», — отметил Вячеслав Володин.
Есть наблюдение: представители нашей власти — люди далеко не бедные — почему-то очень нервничают, когда видят деньги в чужих руках, сразу включают лексику времен военного коммунизма. «Погреть руки», «положить себе в карман», «нажиться». Кесарю — кесарево, слесарю — слесарево, так выходит?
Вячеслава Володина предсказуемо поддержал губернатор. «Сегодня направил в областную прокуратуру официальное обращение с просьбой проверить возможные факты незаконной передачи в частные руки промышленных участков, находившихся в государственной собственности, в районе набережной Саратова… Если кто-то действительно пытается нажиться на госсобственности, данные факты должны жестко пресекаться в рамках закона»
Битва в Золотой долине (Столыпинский индустриальный парк)
Далее — Столыпинский индустриальный парк. Для краткости будем использовать аббревиатуру СИП. Звучит не очень благозвучно, но именно так изображено на эмблеме парка.
Вообще-то сип белоголовый — крупная хищная птица рода грифов семейства ястребиных, падальщик. В России живет на Кавказе. Но это так, к слову.
Из трех проектов развития Саратова именно СИП вызвал самые ожесточенные дискуссии. Камнем преткновения стала экология. Противники — жители пяти близлежащих поселков и многие неравнодушные горожане — уверены, что строительство парка погубит Золотую долину — живописную местность с каскадом прудов. Власти убеждают в обратном: «Знаю, что многие скептически относятся к этому, но хочу поставить точку в обсуждении — парк будет отвечать всем экологическим стандартам. Это принципиальная позиция и обязательное требование к площадке, а также будущим резидентам. Никаких уступок на этот счет не будет. Более того, проектом предусмотрено не только сохранение прилегающих прудов, но и организация там мест отдыха», — пишет губернатор.
Кто же прав? А никто пока не прав. Никто уверенно не может сказать, какие именно предприятия будут расположены в СИП. Да, губернатор уверенно пишет: «Уже определен предварительный список резидентов, которые планируют зайти на данную территорию. Среди них швейное и упаковочное производство, электроника, с чистой сборкой без химических выбросов». Прекрасно, но нельзя ли предъявить список инвесторов?
Совсем недавно Роман Бусаргин такой уверенностью не обладал. В его третьем послании есть такой пассаж: «На Петербургском экономическом форуме встречался с потенциальными резидентами, все они говорят, что при выборе региона, куда готовы вкладывать деньги, зачастую отдают предпочтения тем, где есть такие площадки, как индустриальный парк».
Обратите внимание на весьма осторожные обороты: «потенциальные инвесторы», «зачастую отдают предпочтение». Не добавляет уверенности и бодрый рапорт организации, непосредственно отвечающей за строительство парка. «На возведение Столыпинского индустриального парка Саратовская область получит более 4,5 млрд рублей от инвесторов». В центре развития саратовской агломерации и индустриальных парков сообщили, что уже подписано более 20 соглашений о намерениях инвестировать.
Люди, знающие современную нашу экономику, прекрасно понимают, что договор о намерениях вовсе не тот документ, который обязателен для выполнения. Зачастую это может быть просто повод для банкета или фуршета. Помнится, бывший губернатор Радаев после возвращения с Сочинского экономического форума традиционно докладывал именно о таких договорах. Поинтересуйтесь, что из обещанного сбылось?
Ситуация, когда корпуса строятся, но неизвестно, кто их займет, не является чем-то необычным. Хотя раньше такое было трудно представить. Могло ли быть такое, чтобы в степи под Сталинградом сначала построили заводские корпуса, а потом бы решали, какой завод здесь разместить — автомобильный или тракторный. Но сейчас структура производства другая. Уже нет гигантов, которые бы, например, собирали автомобиль полностью сами — начиная с болта и завершая готовым изделием. Сейчас любое крупное предприятие в любой стране получает комплектующие детали от сотен средних и малых поставщиков.
Если с этой точки зрения рассматривать СИП, то возникают вопросы. Например, трудно предположить, что какое-то из возможных предприятий СИП будет сотрудничать с АвтоВАЗом. Во-первых, далеко. Во-вторых, сам завод занимается сейчас интересными делами, и никакие комплектующие детали ему не нужны. Еще в июне этого года «АвтоВАЗ» провел церемонию торжественного старта производства новых кроссоверов Lada X-Cross 5, но в продаже машина так и не появилась. Под названием X-Cross 5 скрывается китайский кроссовер FAW Bestune T77, у которого оригинальный логотип заменен на шильдик Lada. Но и это не вышло, потому что китайские партнеры испугались санкций.
Следующий вопрос к адептам СИП — рабочая сила, откуда она? В дачных поселках рабочих не наберешь. Там есть швейная фабрика «Жасмин», которая, судя по объявлениям, ищет на неплохую зарплату сотрудников и не находит. СИП будет расположен на не самой ближней окраине старого Саратова. Возить туда рабочих — дополнительные расходы для предпринимателей.
Один из основных козырей противников парка: почему возможные предприятия не расположить в пустующих корпусах прежних промышленных гигантов Саратова? Дело в том, что хотя производств там нет, это не значит, что производственные площади никому не принадлежат. Как раз наоборот, каждый метр там давно куплен-перекуплен, сдан в аренду или в залог. Конечно, власти могли бы применить тот же подход, что и к жителям прибрежной зоны между Второй Садовой и Храмовым взвозом. То есть направить запросы в прокуратуру и Росимущество. Но почему-то не делают этого, возможно, по той причине, что эти пустующие квадратные метры принадлежат дорогим власти людям.
Теперь приведем еще один аргумент властей. Губернатор пишет: «Есть очень важный плюс и для бюджета — налоговые отчисления. Дополнительные средства можно будет направить на реализацию наших региональных программ по ремонту школ, детских садов, на строительство медицинских учреждений и многое другое».
Заглядываем в налоговый кодекс и включаем калькулятор. Налог на прибыль организаций: ставка составляет 20 процентов. 3 процента поступают в федеральный бюджет, 17 — в региональный. Но о прибыли пока говорить преждевременно.
Налог на землю идет муниципалитету. В областной бюджет будут перечислены транспортный налог — не очень большая сумма, и налог на доходы физических лиц. Предположим, что заработают все двадцать два предприятия, предположим также, что на каждом будут работать по сто человек, и в среднем они будут получать по 50 тысяч в месяц. Средняя зарплата на промышленных предприятиях области в 2022 году составляла 49,5 тысяч рублей. Путем нехитрых подсчетов получаем 14,3 миллиона в месяц, в год соответственно — 171, 6 миллиона. Но области достанется 85 процентов от этой суммы, остальные 15 пойдут в бюджет города. Итого региону остается 146 миллионов. Пусть сумма и условна, но смотрится внушительно.
Однако можно ли на такие деньги построить детский сад, медицинское учреждение и многое другое, как мечтает Бусаргин? Сомнительно. К тому же надо не забывать, что на проведение газа, электричества и воды, водоотведение и канализацию уже взят бюджетный кредит на сумму 834 миллиона рублей. Не будем гадать — хватит ли этих денег. Но, например, подсчитанной нами условной суммой НДФЛ этот кредит придется гасить пять лет с лишним. А уж потом — садики, школы и другие добрые дела. Кстати, если бы индустриальный парк разместили в одном из неработающих предприятий, кредита на подведение коммуникаций можно было избежать или обойтись меньшей суммой.
Высокое умение говорить с людьми
Губернатор направил общаться с народом мэра Ладу Мокроусову и министра инвестиционной политики Александра Марченко. Нельзя сказать, что это был удачный выбор.
Запомнились эти встречи фельдфебельским окриком Мокроусовой: «Не смейте со мной так разговаривать»! и взаимными обещаниями обратиться в суд. Мэр обвинила своих оппонентов в клевете, те в свою очередь обвинили ее в оскорблении. Министр Марченко вообще ничем не запомнился.
Участие в дискуссии депутатов тоже нельзя назвать успехом. Александр Ванцов заявил, например: «Кто выступает против, те враги»! Отважен был в своем ТГ-канале депутат Роман Чуйченко. Никого не убоявшись, он назвал протестующих маргиналами из трущоб. Потом там же опубликовал стишок, оскорбляющий одну из активисток. Стишок показал только одно: поэзия и Чуйченко — явления взаимоисключающие.
Промолчал, как это ни странно, председатель ОП Борис Шинчук — один раз только написал ничего не значащий пост в своем канале. И чем-то напомнил Михаила Самуэлевича Паниковского. Помните, в «Золотом теленке» Бендер спорит с ксендзами о религии. Дело происходит в пивной. Так вот: «Паниковский пил наравне со всеми, но о боге не высказывался. Он не хотел впутываться в это спорное дело». Так и Шинчук. Но оказывается, Борис был занят важным делом — готовился к получению премии «Гордость нации». Можно много написать о подобных премиях, которые, как правило, требуют денежных вложений, можно изучить личный вклад этого господина «в этнокультурное развитие и укрепление единства народов». Можно, наконец, поинтересоваться судьбой авиакомпании «Победа», которую обиженный Шинчук призывал закрыть. Но не будем пока, выскажем только личное мнение: очень жаль нацию, гордостью которой стал Шинчук.
Понятно, что неумение наших властей говорить с людьми может вызвать только горькую иронию. Но теперь федеральный центр ставит перед регионами новые KPI. Они будут ориентированы на построение эффективной системы реагирования на возникающие вызовы и конфликты. Боюсь, этот экзамен в Саратове уже провалили.
Взлеты и падения предыдущих индустриальных парков и прочих агломераций
Потенциальные инвесторы, которых так ждет губернатор Бусаргин, люди отнюдь не наивные. Прежде чем вкладывать куда-то свои деньги, они обязательно поинтересуются некоторыми особенностями региона. Например, как там развиваются индустриальные, агропромышленные и прочие парки, кроме парков культуры и отдыха, естественно.
Два-три клика компьютерной мышкой, и перед ними предстанет вся история взлета и падения подобных агломераций.
Декабрь 2014 года. На совете по инвестициям при губернаторе Саратовской области Валерии Радаеве рассматривали заявки управляющих компаний индустриальных парков на господдержу.
Группа компаний «Букет» презентовала свой индустриальный (промышленный) парк. Вице-президент ГК Кирилл Семенов рассказывал о проекте создания частного индустриального парка «Тролза» (г. Энгельс), на базе которого планируется создание площадки по сбору, модернизации и ремонту автобусов и троллейбусов.
При этом у «Тролзы» есть 180 тысяч квадратных метров свободных земель, которые планируется сдавать в аренду другим предприятиям. Тем самым производственная площадка действующего (на тот период) троллейбусного завода превращается в индустриальный парк. В список резидентов индустриального парка «Тролза» хозяева промплощадки вписали сам завод ЗАО «Тролза», ООО «Тролза-Маркет», ООО «Тролза-Электро», ЗАО «Инвестиционная транспортная компания», ООО «Сфера-Композит» и ООО «Лидер». Тогда планировалось привлечение еще четырех резидентов — «Бош», «Спецавто», «Кронида» и «Терра Плюс». Кирилл Семёнов сообщил тогда же, что к 2018 году резидентов будет не менее 35.
Это были планы, теперь о реальности. В феврале 2020 года Министерство экономического развития Саратовской области обратилось в Арбитражный суд региона с иском к АО «Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА». Чиновники требуют от ответчика выплатить им 5,7 миллиона рублей.
Летом 2019 года региональное минэкономразвития уже обращалось с иском к тому же ответчику. Тогда ведомство через суд планировало взыскать с управляющей компании 571 тысячу рублей.
Чиновники объяснили, что в 2018 году министерством экономического развития области с привлечением федеральных средств была предоставлена субсидия управляющей компании частного промышленного парка в размере 5,7 миллиона рублей на реконструкцию производственных площадей парка для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве резидентов. При этом компания должна была выполнить ряд показателей, но это не было сделано.
В 2022 году в отношении управляющей компании введено наблюдение. О намерениях его банкротить в 2021 году обращались НВК-банк и ТД «Тролза».
В сентябре здания и право аренды участка под технопарком были выставлены на продажу. На его сайте последние новости датируются 2019-м годом.
Еще из планов 2014 года. В Балакове собирались создать агропромышленный парк «Волжский терминал». По словам руководителя проекта Михаила Давыдова, агропромышленный парк будет сосредоточен на переработке сельскохозяйственного сырья, хранении и сбыте зерновых и бобовых культур.
У «Волжского терминала» тоже нашлось, кого посчитать в качестве резидентов. Свою деятельность на территории парка осуществляют четыре предприятия — «Волжский терминал», «ТД Янтарный», «ТД Волжский» и «Мельница». До 2018 года, как обещал Давыдов, количество резидентов должно было увеличиться вдвое.
Сейчас «Волжский терминал» находится в стадии банкротства.
Еще был индустриально-логистический парк «Лидер» в Саратове. Этот сам ушел в банкротство. Компании, ранее принадлежавшие основателям саратовского инновационного логопарка «Лидер», поменяли подданство. Теперь их собственниками значатся компании, зарегистрированные в Великобритании и на Кипре. При этом две компании из пула «Лидера» — ООО «Лидер» и ООО «Лидер-плюс», заявили о самобанкротстве в апреле 2021 года. Обязательства первой составляли на тот момент 205,5 миллиона, а второй — 260,2 миллиона рублей.
Еще был технопарк Almaz Digital на улице Кутякова (бывшие корпуса института измерительной аппаратуры). Название, конечно, придется сменить на какое-нибудь русское родное, а то гордума начнет сердиться. Сейчас парк закрыт, компаний-резидентов в помещениях нет. Зато там можно провести совещание с участием областных депутатов и министра Александра Марченко. Он пояснил депутатам, что «промышленный парк [как общая площадка] позволит развиваться и малым, и крупным предприятиям. Технопарк — это офисные помещения, это общение, совместная экосистема высокотехнологичных компаний».
Красиво сказано — «совместная экосистема», но чем это отличается от обычного офисного центра, каких десятки, — министр не прояснил.
Прочитают подобные истории потенциальные инвесторы и призадумаются: что это за место такое, где никакие парки не приживаются?
Но наши власти, отринув мрачное прошлое, устремлены в светлое индустриальное будущее.
В южной части Саратова планируют построить новый промышленный парк «для реализации крупных инвестиционных проектов». Об этом сообщила пресс-служба губернатора. Там будут работать крупные промышленные предприятия. «Обязательное условие — каждое новое предприятие должно отвечать современным требованиям экологической безопасности. Этот вопрос всегда будет в приоритете», — заявил губернатор. Новый парк может появиться на территории Гагаринского или Заводского районов.
Возникают все те же вопросы: какие конкретно льготы будут установлены для инвесторов — налоговые послабления, фиксированные тарифы, где будут искать рабочие руки, на каком участке планируют строить индустриальный парк, там же кругом дачные поселки, на какие средства будут подведены коммуникации? Много разных вопросов, но ответов пока нет.
Вторая индустриализация области продолжается. Пока в основном — в речах и в постах в телеграм-каналах.