«Самый дорогой товар в наши дни – эмоции». В Саратове столичный профессор рассказал, как российским музеям развивать NFT

Сегодня, 13 октября, в Саратове в корпусе Радищевского музея на улице Первомайской прошло одно из мероприятий в рамках международной научно-практической конференции «Искусство и власть».
На нём с докладом «Искусство и цифровизация: как Метавсленная меняет искусство» выступил профессор, заведующий кафедрой истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ имени С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.
Ученый рассказал, что в мире растет тенденция к цифровизации, поэтому и для культуры стала актуальна цифровая трансформация. Он также отметил, что в связи с этими событиями в мире за последние несколько лет выросла посещаемость онлайн-ресурсов музеев. По словам Гаврилина, вместе с внедрением цифровых технологий в различные сферы жизни, цифровизация также предусматривает связь между человеком и искусственным интеллектом.
«Метавселенная — это постоянно действующее виртуальное цифровое пространство, где представлены все возможные способы взаимодействия как человека с человеком, так и человека с искусственным интеллектом», — рассказал Гаврилин.
Цифровизация модернизирует музеи, там меняется экспозиция. Одной из первых к этой теме обратилась галерея современного искусства «Тейт» в Лондоне. В 2014 году там разработали карты местности, которые интерпретировали некоторые произведения искусства из галереи. Например, в этом проекте использовалась картина фовиста Андре Дерена, на её основе создали цифровой ландшафт. Кроме того, некоторые произведения галереи также воссоздали в компьютерной игре Minecraft. Главным итогом этих мероприятий стало то, что учреждение расширило аудиторию, в галерею стали чаще ходить молодые люди.
Следующим стал Британский музей. Их экспонат — Розеттский камень (стела с текстами, которую в 1799 году нашли в Египте, помог в расшифровке древних иероглифов — прим. ред.) появился на одной из виртуальных платформ. Кроме того, появилась цифровая версия бюста фараона Рамзеса II и ацтекской фигуры двухголовой змеи.
«Таким образом, музей расширяет аудиторию и доносит огромное количество информации до своих новых посетителей», — отметил Гаврилин.
Профессор подчеркнул, что из-за больших возможностей Метавселенной, она интересна представителям смежных с искусством сфер, например, архитектурной.
Ещё одним проявлением «цифрового времени» стало то, что многие музеи обратили свое внимание на изображения NFT. В учреждениях организовывали лекции, обсуждения этой темы, просвещая пользователей. Так, одними из первых превратили свою коллекцию в токены итальянские музеи. Были оцифрованы работы Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело и многих других художников.
В России первым выпустил собственные NFT Эрмитаж в 2021 году. В этой коллекции есть произведения Леонардо да Винчи, Винсента ван Гога, Василия Кандинского. У работ есть едва экземпляра — один в собственности музея, другой могут купить частные лица. Интересно, что у итальянских музеев возникла проблема с цифровой собственностью, а Эрмитаж с помощью своего подхода смог её решить.
Не редки ситуации, когда музеи покупают NFT современных художников. Так, 10 февраля этого года парижский музей современного искусства купил несколько NFT в свою коллекцию. В подборке 18 произведений, они отражают связь блокчейна и искусства.
Кроме того, в этом году Эрмитаж вместе с компанией «Интеррос» превратили в токены три фрески мастерской Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Компания помогла с реставрацией этих произведений. Дело в том, что на них были несколько слоев записей — 17, 18 и 19 веков, которые искажали замыслы художников, теперь они расчищены. Экспозиции токенов же отражают, как фрески менялись на протяжении длительного времени.
«Таким образом, коллекционеры приобретают цифровые права на продукт, созданный в результате реставрационных работ. Это пример, когда крупный российский бизнес финансирует реставрационные работы и создает финансовые активы», — рассказал учёный.
Гаврилин также обратил внимание на выставку художника Александра Родченко, представленную в Радищевском музее. Наравне с классическими экспонатами, там представлены трехмерные композиции.
Подводя итог своего выступления, ученый отметил, что взаимодействие музеев с цифровизацией, токенами, может привлечь больше инвесторов и лояльной аудитории.
«Самый дорогой товар в наши дни — это эмоции. Поэтому музеям необходимо создавать качественный продукт, гибкий и соответствующий потребностям посетителей. Цифровые технологии предоставляют традиционным музеям новую платформу для демонстрации коллекций и создания инновационного опыта, доступного в любое время и в любом месте», — резюмировал Гаврилин.
Участники конференции также обсудили дополнительное дизайн-образование, работу музеев с подростками и связь современного дизайна с искусством, передовые музейные практики на конкретных примерах в России.
Завтра конференция «Искусство и власть» продолжит свою работу в выездном формате — в Балтайском районе Саратовской области.