Звуки проспекта. Уличные музыканты Саратова рассказали о своем заработке, любимых местах для выступлений, репертуаре и отношениях с полицией

Есть среди них виртуозные скрипачи и трубачи всех возрастов, исполнители авторской музыка, гитаристы, перепевающие русский рок, дети, играющие из рук вон плохо, реперы (куда же без них) и, конечно, Вовчик, которого назвать музыкантом довольно сложно, но символом города он стал.
Корреспондент «Свободных новостей» Дарья Проценко поговорила с саратовскими музыкантами и узнала, почему они играют на улицах.
«Я эстет, и мне нравится все красивое…».
Владислав Гурковский, студент саратовского областного колледжа искусств
«Обычно я играю у «Манежа», потому что здесь, я бы сказал, одно из самых красивых мест на проспекте: здесь горят фонарики, огни. Атмосфера приятная…я эстет, и мне нравится все красивое…», — говорит юноша.
Также Влада можно встретить на набережной около Ротонды и «на якорях». На якорях — излюбленное место музыкантов на берегу Волги, расположенное около больших ступенек к набережной, иногда служащих сидениями для прослушивания уличных музыкантов.
Влада я встретила почти ночью на проспекте, он выходит играть пару раз в неделю, в основном, в вечернее и ночное время:
«Последние года два по ночам играю… Я больше люблю ночью, потому что не так шумно… Последнее время такая тенденция пошла, что днём люди уже привыкли к уличной музыке и особо не проявляют инициативу, а вот вечером — да… Днем они куда-то идут, а вечером отдыхают…».
Центральное место в репертуаре музыканта занимает русский рок, но есть и немного зарубежной музыки — в основном, в инструментальном исполнении, зарубежный блюз, классика, тоже инструментальная, джаз.
Самая частотная композиция в исполнении — «Кукла колдуна» группы «Король и шут».
«Ты стоишь играешь джаз, и это вносит такую маленькую атмосферку на Волжской…»
Элиадор Амиров, студент московского эстрадного джазового колледжа при академии Гнесиных
Элиадор — трубач, он предпочитает играть на улице Волжской у особняка Шмидта.
«Я чаще всего играю на Волжской, потому что это прогулочное место. Особенно вечером при тени ночных фонарей, ты стоишь играешь джаз, и это вносит такую маленькую атмосферку на Волжской…» — рассказал музыкант.
Элиадор тоже предпочитает играть на улице в вечернее время: «Я вечером обычно играю для того, чтобы эмоций больше передать… Вечером больше получается порадовать людей и получить эмоции самому…».
По словам музыканта, у торгового центра «Манеж» лучше акустика — «там широкий квадрат, звук разлетается и начинает отбиваться…», но там выступает большое количество гитаристов и не совсем понятная аудитория.
«Я не играю те песни, которые играют все, я пытаюсь выделяться… Я вспоминал, что играл в оркестре и подумал, а что будет, если поиграть душевное, вечернее и порадовать публику…» — говорит музыкант.
По словам Амирова, чаще всего он играет композиции «Есть только миг», «Старый клен», «What a Wonderful World».
В планах у Элиадора создать небольшой ансамбль вместе со студентами консерватории и выступать в саратовских заведениях. Например, в гастробаре «Липа» на Волжской и «Гастродворе» на проспекте Столыпина.
Как говорят ребята, они не выходят играть на проспект, чтобы зарабатывать: «На проспект я выхожу не заработать денежку, а кайфануть…», «Проспект — это не то место, куда нужно идти зарабатывать, по большей степени — это про знакомства, общение, наработку аудитории…деньги — это уже последнее, это как приятный бонус…».
«У меня синдром бродяжничества…»
Михаил Махортов, лаборант, гитарист
Например, Миша Махортов выходит играть на проспект для «убийства времени» и ради новых знакомств. Как говорит сам музыкант, он болеет «синдромом бродяжничества»:
«Я не могу сидеть дома, мне надо чем-то заниматься, и вот как раз в свободное время, когда хорошая погода, я иду на проспект», — говорит музыкант.
За игрой на гитаре его можно встретить на излюбленном месте всех «проспектных» музыкантов — на небольшой площадке около «Бургер Кинга». А ещё у ТЦ «Манеж» и на набережной.
«Обожаю сидеть на набережной…я люблю ближе к мосту, чтобы его было видно. Когда спускаешься с проспекта, там есть кусок набережной, вот там я сажусь, чтобы видеть Волгу, мост, смотреть на это красивое небо, ну и на Ротонде могу посидеть, хотя и редко, потому что идти далеко, да и там всегда народ, всегда места заняты», — рассказал музыкант.
Так как Миша выпускник колледжа радиоэлектроники СГУ и работает по специальности лаборантом, на проспект он выходит нечасто: «Раз в неделю, два раза…я не так часто сижу на проспекте, потому что я работаю еще, и ближе к выходным — раз-два в недельку выйду, посижу поиграю…я не особо часто там сижу. Есть ребята, которые каждый день там сидят».
Музыкант часто выступает в университете и на других мероприятиях.
Махортов играет русский рок, зарубежный рок и попса. Чаще других Михал играет «Седьмой лепесток» («А дождь на окнах рисует», Антон Токарев), «Это все» (ДДТ) и «Наше лето» (группа «Валентин Стрыкало»).
«Ко мне часто подходят, просят сыграть какую-то определенную песню…всё зависит от того, как ты исполняешь, если ты исполняешь хорошо, люди будут подходить, слушать и просить…» — говорит Михаил.
«Я выхожу, чтобы заработать…»
Persik Juss, гитарист
Музыкант Владимир Головей, выступающий под псевдонимом Persik Juss, сразу признается, что игра на проспекте Столыпина — это основной вид заработка. Чаще он поёт кавер-версии на популярные песни.
«У меня есть свои песни, но люди не умеют слушать то, чего они не знают, поэтому и приходится играть что-то типа «Батарейки» и «Районов-кварталов», хотя я знаю больше трехсот песен…играл пару раз на проспекте свои песни, но смысла в этом особо нет…они не реагируют, как и на что-либо другое не очень знакомое…список массово знакомых людям песен ограничен, и чаще всего люди просят одно и то же: «Кукла колдуна», «Кукушка» и так далее».
К самым частотным Persik причисляет и «Вахтерам» группы «Бумбокс».
Чаще всего Владимир играет около торгового центра «Манеж». Свой выбор он объясняет удобством площадки: «Напротив нет жилых домов, и моя аппаратура никому не мешает…это самое любимое место, потому что в других местах звук может бить людям в окна, могут быть жалобы».
В сезон музыкант старается выходить играть на улицу каждый день на 5-6 часов каждый. На вопрос о размере заработка он не ответил, но уточнил, что те деньги, которые он получает сейчас, больше зарплаты в музыкальной школе: по образованию он преподаватель, окончил Вольский музыкальный колледж по классу гитары.
За один выход, по словам других уличных музыкантов, в среднем можно заработать 1,5 тысячи рублей, есть и исключения — ходит легенда, что один раз одному музыканту оставили 50 тысяч за один вечер.
Конкуренции особой между музыкантами нет, «коллеги» спокойно договариваются о том, в каких местах они будут играть.
«Если твоя музыка останавливает людей, значит, она чего-то стоит…»
Володя Каспий, музыкант, организатор концертов
На саратовском проспекте можно встретить и музыкантов, играющих на крупных фестивалях авторскую музыку. Володя Каспий устраивает «стриты» — уличные выступления — в поддержку своих концертов.
По словам Володи, настоящий музыкант должен пройти школу улицы, но опыт современных стрит-музыкантов лишен этики.
«Если твоя музыка останавливает людей, значит, она чего-то стоит…но мы не совсем этично поступаем по отношению к авторской музыке — мы зарабатываем на чужой музыке, то есть те, кто поют кавера…я уверен, что это неправильно… Культура каверов — это нормально, но это должно быть всего лишь какой-то ступенью к своему творчеству… Из-за каверовой культуры люди разленились, и многие авторы, достаточно талантливые, не могут пробиться… Ты идешь по проспекту, ты привык: тебе просто поют то, что ты знаешь… На проспекте я никогда не пою кавера — я пою свои песни», — говорит Каспий.
Проблем с полицией у Каспия нет, тем более что его выступления на улице согласованы с местными властями: «Мы официально договаривались через волонтеров культуры, полиция нас охраняла».
От «стрита» в Саратове даже Борис Гребенщиков (артист признан минюстом РФ «иностранным агентом») не удержался. В 2019 году он сыграл 30-минутный уличный концерт у фонтана «Мелодия».
Как взаимодействуют с уличными музыкантами другие города
Опыт других городов показывает, что власти регулируют выход музыкантов на улицу. Так, например, в законе Санкт-Петербурга от 21.12.2022 №725-137 указано, что «проведение уличных выступлений осуществляется по согласованию с уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга». Грубо говоря для того, чтобы выйти на улицу с творческим номером, нужно согласовать его с властями. При этом есть временные интервалы для выступлений и также места, где можно и нельзя использовать звукоусиливающую аппаратуру. Так же и в Москве. Московский портал предлагает выбрать место и время выступления.
Отношения с полицией в Саратове неоднозначные.
«Некоторые сотрудники полиции считают, что заниматься уличной музыкой – это попрошайничество… Никакого закона нет… Даже взять Москву или Санкт-Петербург: там это все легализовано и можно играть, авторизуясь через сайты…Там бронируется место и достаточно прислать ролик, и никакие деньги не нужно вносить… Насчет шума: шумовой порог измеряется специальным прибором, но по факту этого никто не делает, и если ты шумишь, говорят, что мы шумим и просят прекратить. Это даже смешно, что уличного музыканта привезли в участок писать там что-то… На моих глазах забрали моего друга в отдел за несанкционированный митинг, так как собрал толпу (он был с колонкой). Он поехал, написал объяснительную, еще свидетельница приехала, сказала, что он ничего такого не сделал. Его, конечно, отпустили», - рассказал корреспонденту «Свободных новостей» один из саратовских собеседников.
Но вопрос о том, нужен ли закон о регулировании уличных выступлений на саратовских улицах открытый. По словам самих музыкантов, вмешательство властей может привести к уменьшению количества мест для выступлений в центре Саратова.
Но сейчас на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) проходит модерацию петиция за выделение таких зон в Саратове. По словам одного из авторов инициативы - Андрея Сафонова, регулирование позволит избежать конфликтов с местными жителями из-за шума и «маргинальными прохожими», так как безопасность концертов будет обеспечивать полиция.