С праздником – днем специальных знаний. Как патриотизмом подменяют образование

Министр просвещения России Сергей Кравцов дал интервью федеральным средствам массовой информации, в том числе в связи с развернутой атакой недоброжелателей на его ведомство.
По словам министра, либералы в девяностые и последующие годы разрушили советское образование. При этом новое российское образование оставили практически без какого-либо контроля. Теперь государство возвращается в школы с единой системой образования и одним утвержденным учебником по каждому предмету.
Возвращается воспитание на основе высоких нравственных, патриотических и традиционных ценностей. В качестве ударного инструмента такого воспитания выступает учебник истории для 9-11 классов, написанный бывшим министром культуры Владимиром Мединским и ректором МГИМО Анатолием Торкуновым. В этом учебнике распад СССР представлен как величайшая геополитическая катастрофа (это слова Владимира Путина), и очень много внимания уделяется современным событиям, прежде всего специальной военной операции.
Но история — это наука о том, что уже прошло, а как долго продлится СВО, никто не знает. Дмитрий Медведев, например, допускает, что она продлится десятки лет.
Молодого человека мало обучить, его нужно еще и защитить, в том числе от западного, либерального воздействия и прочего негатива, чтобы подкован он был идеологически и смог бы в случае чего дать жесткий отпор разного рода провокаторам. С этим связано и возвращение начальной военной подготовки. Школьники не только будут слушать речи отставных полковников и учиться метать учебные гранаты, но и управлять беспилотными аппаратами и другой современной техникой.
Обозреватель «Коммерсантъ-FM» Дмитрий Дризе осторожно опасается, как бы превалирование пропагандистских наук и военно-прикладных дисциплин не превратило школьника в идеологически грамотного, извините, неуча.
«Идеологически подкованный гражданин, по идее, должен быть грамотным, иначе не сможет он должный отпор врагу дать. Вот, например, беспилотник — механизм сложный, так просто в нем и не разберешься, здесь знания нужны и умения всякие. А если их нет, то не полетит «птичка», или полетит, да не туда».
Хочется этот пессимизм развеять. Современный школьник вовсе не такой, каким его представляют сотрудники Министерства просвещения. Пытаясь затянуть учащуюся молодежь назад в СССР, чиновники явно не представляют, какое оно — современное молодое поколение. Внедрение единой системы знаний просто невозможно во времена интернета, особенно в гуманитарных науках. Можно вдалбливать что угодно. Но если школьнику, действительно, станет интересно, он войдет в интернет и найдет десятки или сотни альтернативных мнений тому, что ему навязывали в классе. Чиновники и пропагандисты могут сколь угодно верить, что внедрение единых учебников ведет к тому, что молодые люди будут думать одинаково, придерживаться тех же ценностей, что и пропагандисты.
Это убеждение можно опровергнуть примером из недавней нашей истории. 4 февраля 1990 года в Москве состоялся митинг за отмену 6 статьи Конституции СССР, в этой статье была закреплена «руководящая и направляющая роль КПСС». Тогда же, согласно опросам социологов, за отмену этой статьи выступало около половины жителей страны, а в крупных городах — более 70 процентов. Но ведь все они учились в школе, где изучали очень идеологизированный предмет — обществоведение; многие имели высшее образование, стало быть, не могли избежать лекций и семинаров по истории КПСС, научному коммунизму и марксистско-ленинской философии. И что? Столкнувшись с реалиями, зазубренные догмы рассыпались в прах.
Наверное, как и мы в свое время, современные школьники не прочь пропустить последние уроки и направиться всей компанией в кино. Но что смотреть. Мировые блокбастеры ушедшего лета — «Барби» и «Оппенгеймер» — в России запрещены министерством культуры. Интересно, у нас есть министерства, которые хоть что-либо разрешают?
Заместитель министра культуры Андрей Малышев так и написал в ответе депутату ГД Вячеславу Даванкову: «Полагаем, что предложенные вами для просмотра гражданами нашей страны фильмы — «Барби» и «Оппенгеймер» — не отвечают целям и задачам, поставленным главой государства, по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Не знаем, как там с разгибанием скреп в «Барби», но «Оппенгеймер» — фильм не только о создании атомной бомбы, но и о зарождении движения против ядерного оружия. Или это для нас не актуально сейчас? Еще заместитель министра предлагает взамен смотреть российские фильмы — «Чебурашка», «Вызов» и «Свидетель». Но первые два уже ушли с большого экрана, а патриотический «Свидетель» провалился в прокате по причине низких художественных качеств. Патриотический не всегда значит отличный.
Конечно, школьники могут предаться любимому занятию — компьютерным играм. Но и здесь их может ждать засада, под теми же патриотическими лозунгами. В Москве намечено провести фестиваль «Игропром». И хотя в анонсе говорится, что Россия стоит «на пороге глобальных изменений и преобразований в сфере отечественного игропрома», по сути, будут представлены косплеи (переделки) игр с презренного запада. При этом участников ждут серьезные идеологические ограничения.
Организаторы заявили: «Никаких парочек по типу Элли и Джоэла из The Last of Us и им подобных. А вот условные Богатыри, Аленушки с Василисами, герои сказок/фильмов/игр или произведений с историческим подтекстом, например, Смутного времени, в приоритете». Представляете игрушку «Борис Годунов» или «Лжедмитрий»? Также организаторы предлагают запретить «слишком откровенные костюмы с разрезами на бедрах, мини-юбками. В приоритете должны быть отечественные персонажи или нейтральные зарубежные, но с «правильными ценностями и взглядами». Под запретом также костюмы, которые пропагандируют «жестокость, национализм, расизм, употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, и сексуальные меньшинства».
Организаторы, прекрасно разбирающиеся в компьютерных технологиях, делают вид, будто не знают, что современный школьник всегда может найти в сети то, что ему нужно. И потом, что такое костюм, «пропагандирующий табакокурение»? Обсыпанный пеплом пиджак и прожженные брюки?